Анадырь






-7
ощущается как -14
81.56
93.17
12+
Знак почета
Общественно–политическая газета Чукотского АО

Остаются зимовать

29.12.2023

В «новогоднем» январе на острове Врангеля нередко можно увидеть северное сияние, которое отлично  просматривается даже в такую лунную ночь. ФОТО: ВИТАЛИЙ ДВОРЯЧЕНКО

Ульяна БАБИЙ, научный сотрудник заповедника «Остров Врангеля»
gazeta@ks.chukotka.ru

Предвкушение новогодней ночи мысленно возвращает нас в детство, в семью, в дом и уют. Пожалуй, каждый стремится отметить долгожданный праздник в кругу самых близких нам людей. Однако не все могут позволить себе эту роскошь. Таких людей немало, и одни из них – сотрудники Государственного природного заповедника «Остров Врангеля», которые зимуют непосредственно на острове. Как они готовятся к встрече Нового года в полевых условиях – в предпраздничном материале «КС».

Режим – «офисный»

Автор этой статьи сама является сотрудником заповедника с 2016 года. К сожалению, а может быть и к счастью, встречать Новый год мне на острове не пришлось, но о том, как это делали другие, я слышала немало.

Во время зимовки на острове Врангеля находятся только сотрудники отдела охраны. Обычно это три-пять человек. Драйв и непредсказуемость летнего полевого сезона сменяются размеренным «офисным» режимом работы с девяти до шести. С декабря по конец февраля госинспекторы постоянно живут на центральной базе «Ушаковское», занимаются хозяйственными работами, ремонтом техники – словом, подготовкой к будущему сезону. Выездов в это время, как правило, нет из-за продолжительных метелей, мороза и короткого светового дня. Только в феврале по припаю можно будет передвигаться без опаски, а снег в тундре наконец-то уляжется и превратится в своеобразный белый асфальт, скрадывая все неровности ландшафта.

В это время сотрудникам отдела охраны особо не до веселья – полярная ночь, ограниченное живое общение и тяжёлая работа изматывают не только физически, но и морально. Госинспекторы месяцами живут среди снегов, не видя родных и близких. Тот, кто был на острове, понимает, насколько это непросто.

График «вахт» в заповеднике достаточно суровый. Как правило, инспекторы заезжают на Врангеля минимум на полтора года и только около четырёх месяцев проводят дома. Таким образом, за один заезд сотрудник обязательно встретит хотя бы один Новый год на заповедном острове.

Учитывая изоляцию и отсутствие магазинов, где можно в любое время приобрести недостающие продукты, «островитяне» начинают готовиться к празднику заблаговременно. Грузы завозят на Врангеля осенью во время короткой северной навигации (как происходила доставка в текущем году «КС» рассказывал в номере от 8 декабря), поэтому необходимо заранее включить в заказ основную часть продуктов, которые понадобятся для организации праздничной трапезы.

В целом новогодний стол не сильно отличается от обычного «материковского», но с одной оговоркой – люди вынуждены использовать продукты в сухом или консервированном виде. Со свежестями, надо признать, на острове сложно.

В течение года полярников сильно выручают посылки с вкусностями от родных и друзей, но они доходят до адресата нечасто, ведь попутных рейсов на остров в течение года мало, а зимой и вовсе нет. Поэтому день прибытия желанного вертолёта – всегда событие и маленький праздник, ведь это возможность поесть хоть немного свежих овощей и фруктов, яиц или сыра.

Эту маленькую ёлочку  на остров одному  из сотрудников заповедника передали с вертолётом родственники для создания праздничного настроения. ФОТО:  АРТЁМ  ФИЛАТОВ

Оливье, шуба и… телевизор

Новогоднее меню на острове классическое – это традиционные салаты, горячее и, разумеется, шампанское. Знаменитый салат «Оливье» готовят с мясом (тушёнка тоже подойдёт), а яйца восстанавливают из яичного порошка. Обычно майонез заказывают заранее, но, если его нет, можно сделать и самим из подсолнечного масла. «Сельдь под шубой» готовят из запаренных, а потом варёных сушёных овощей. Рыбу для этого новогоднего блюда берут из консервов.

Отдельно нужно сказать о новогоднем настроении сотрудников отдела охраны, которое является специфическим. Безусловно, они веселятся, но не в традиционном понимании. Все радости ограничены праздничным столом в рабочем коллективе и наличием на нём вкусностей и сладостей. А самое главное украшение новогоднего стола – телевизор. Общее правило такое: у кого в доме есть этот чудо-аппарат, там и празднуют Новый год.

Семья – вот о чём действительно «островитяне» думают в этот день, и лучший новогодний подарок – звонок домой. 15 лет назад в заповедник пришёл Интернет, а последние лет пять его скорость позволяет не просто отправить поздравление по электронной почте, но и поговорить по видеосвязи. Когда этого не было, госинспекторам для звонка родным приходилось пользоваться спутниковым телефоном.

Словом, на острове в новогоднюю ночь всё сурово, небогато, но зато уютно. Никто не наряжается в Деда Мороза и Снегурочку, никто друг другу не дарит подарков, а разговоры по большей части  о работе. Полярники украшают единственную искусственную ёлку, которая досталась в наследство заповеднику от бывшего посёлка Ушаковского, где она уже никому не пригодится. Да, вот так. Посёлка нет, а ёлка продолжает светить, даря тепло и ощущение близости дома немногословному мужскому коллективу.

ФОТО: УЛЬЯНА БАБИЙ

Справка «КС»

На территории ныне закрытого посёлка Ушаковского расположены кордон Государственного заповедника «Остров Врангеля», а также метеорологическая полярная станция, входящая в состав Чукотгидромета. Само поселение было основано в 1926 году исследователем Арктики Георгием Ушаковым, который был назначен представителем советской власти на островах Врангеля и Геральд. Первыми поселенцами здесь стали чукчи, эскимосы и несколько русских семей. В концу 70-х годов прошлого века в Ушаковском действовали сельсовет, котельная, дизельная электростанция, школа-интернат, детсад, магазин, почта, больница и даже был небольшой природоведческий музей. Аэропорт «Роджерс», названный в честь одноимённой бухты, принимал самолёты Ан-2 и вертолёты Ми-2, Ми-6 и Ми-8, а в период навигации работал временный причал для барж. Стремительный упадок посёлка начался в 90-х годах, в результате чего в 1997 году было принято решение переселить людей на континентальную часть Чукотки – в посёлок Мыс Шмидта.