Анадырь






+ 15
ощущается как + 14
77.96
90.59
12+
Знак почета
Общественно–политическая газета Чукотского АО

У креста майору Павлуцкому

05.12.2025

Добраться в этом году до креста Павлуцкому в период большой воды археологам Валерию Старых и Елене Рогозиной помог марковский краевед Павел Сосновский (слева).

Нелли ХАЛГИНОВА
halginova@ks.chukotka.ru

В Анадырском районе неподалёку от села Марково на сопке Майорской вот уже более 125 лет возвышается памятный крест в честь майора Павлуцкого, погибшего здесь в середине XVIII века. Это единственный сохранившийся на Чукотке памятник деревянного зодчества, который, по словам специалистов ООО «Архео Чукотка», нуждается в скорейшей реставрации. К такому мнению они пришли по итогам полевых работ, проведённых по заказу Комитета по охране объектов культурного наследия Чукотского АО.

По большой воде

Памятник истории, воздвигнутый марковчанами 20 июля 1900 года в 18 километрах юго-восточнее своего села, на предполагаемом месте гибели в марте 1747 года российского офицера – драгунского майора, руководителя экспедиций на Чукотку Дмитрия Павлуцкого, специалисты ООО «Архео Чукотка» Елена Рогозина и Валерий Старых обследовали в ходе полевого сезона 2025 года.

– Памятный крест майору Павлуцкому на сопке Майорской мы изучали в июне. К слову, это моя вторая за последние годы попытка поработать с данным объектом. В прошлом году, будучи в Марково, я хотел добраться до памятника, но тогда не удалось, – рассказал корреспонденту «КС» Валерий Старых.

Он пояснил, что оказаться на территории этого памятника истории в летний период можно только во время половодья, приплыв на лодке. Добраться до креста в этом году помог марковский краевед Павел Сосновский. Более 30 километров по реке Анадырь, затем по множеству проток и озеру Майорскому удалось преодолеть за шесть часов. Далее пришлось подниматься на вершину сопки Майорской, где 125 лет назад и был установлен памятный знак.

На памятной табличке, изготовленной, судя по всему, из медного сплава, выгравировано посвящение майору Павлуцкому и участникам его команды.

«Чиня службу государеву»

– Это единственный на Чукотке памятник деревянного зодчества, выполненный из четырёхгранного бруса лиственницы, – уточнил Валерий Викторович. – На кресте высотой 6,5 метра – мемориальная табличка, изготовленная, по моему мнению, из медного сплава. На ней выгравировано: «В 1747 ГОДУ, чиня службу Государеву, на семъ мљстљ палъ въ честномъ бою Маіоръ Павлуцкій; вмљстљ съ нимъ, славною смертью храбрыхъ, полегла здљсъ часть его воинской команды и часть вљрныхъ союзниковъ Чуванцевъ». Ниже также имеется следующая надпись: «О православныхъ воинах и всхъ за вру и отечество на брани убіенныхъ Господу помолимся!». 1900 г. Іюля 20 го дня». Примечательно, что на самом кресте текст вырезан церковно-славянскими буквами. Большую часть слов сложно разобрать, потому что они, как и весь памятник, за прошедшие 125 лет пострадали от агрессивного воздействия ветра и солнца. Так, на верхней перекладине вырезано «IH ЦI» (в православной традиции обозначающее «Иисус Назорей Царь Иудейский»). На второй перекладине мы видим надпись «Иисус Христос», а ниже на несущем столбе вырезан текст, являющийся, скорее всего, повторением той же православной надписи, что выгравирована на табличке.

Фотографии креста с надписями Валерий Викторович намерен показать священнослужителям Анадырской и Чукотской епархии, чтобы они подтвердили либо опровергли его версии.

По словам исследователя, известно, что Дмитрий Иванович Павлуцкий был направлен на Чукотку указом Сената в далёком 1727 году для приведения в российское подданство населения Чукотки. Он, кстати, вошёл в историю не только как воевода, но и как исследователь.

– Сам Павлуцкий 26 ноября 1730 года в докладе к Сибирскому губернатору А. Плещееву ставил для себя две задачи Анадырской партии: «для призыву и примирению немирных неясашных чукоч…» и «ради проведывания морских островов и Большой земли», – сообщил собеседник «КС». – Именно при нём и были созданы первые карты Чукотки и описание этого сурового края, положено начало изучения географии и гидрографии Чукотского края и Приохотья, Камчатки. В частности, подробно описан бассейн реки Анадырь со всеми речками, впадающими в неё от истоков до устья. Кроме того, по распоряжению Павлуцкого постоянно проводились морские экспедиции по поиску новых островов, новых земель.

В 1740 году Дмитрия Павлуцкого назначили Якутским воеводой, где он три года возглавлял воеводство края, а затем указом Сибирского приказа был вынужден возвратиться в Анадырский острог, так как в его отсутствие вновь усилились столкновения чукчей с коряками и юкагирами.

– Погиб Дмирий Павлуцкий в1747 году при столкновении с чукотским объединённым войском. Кочевавшие рядом с Анадырским острогом юкагиры пожаловались, что чукчи увели у них большое стадо оленей. Чтобы отбить его, майор собрал небольшую команду и вместе с чуванцами выдвинулся в тундру. Бой, где сложил голову Дмитрий Иванович, произошёл у устья речки Орловой. Доктор исторических наук, знаток чукотской этнографии Иннокентий Сергеевич Вдовин нашёл документ, из которого следует, что роковая схватка состоялась 14 марта 1747 года, а спустя пять дней, 19 марта, тело Павлуцкого было привезено в острог, обёрнуто бумагой и залито воском. В таком виде оно хранилось в леднике в том же Анадырском остроге и в ноябре, по снегу, отправлено в Якутск, где Дмитрия Ивановича похоронили в Якутском Спасском монастыре с почестями, которые полагались воеводе, – рассказал Валерий Старых.

Время и… муравьи

На несущем столбе креста вырезан текст, являющийся, скорее всего, повторением той же молитвенной надписи, что можно прочитать внизу таблички. Подтвердить или опровергнуть эту версию археологи намерены в Анадырской и Чукотской епархии.

Возвращаясь к разговору о состоянии объекта, специалист отметил весьма любопытную, но тревожную деталь. Оказывается, помимо того, что сейчас в результате естественных процессов уже сложно различить надписи, вырезанные на кресте, памятник в тёплое время года уничтожают муравьи.

– Объект находится в очень плохом состоянии, так как часть перекладин сгнила изнутри и образовались пустоты, где поселились крупные чёрные муравьи. Там обосновалась целая колония этих насекомых, которой два десятка лет назад тут не было. Я был на этом месте в 2003 году, и тогда он был в хорошем состоянии. Необходимо предпринять меры, чтобы отреставрировать памятник, – считает Валерий Старых.

По его словам, сохранить объект, оставив его в естественных природных условиях, будет крайне сложно. Собеседник планирует обратиться к якутским коллегам, у которых имеется опыт в консервации памятников деревянного зодчества.

Председатель Комитета по охране объектов культурного наследия Чукотского АО Владимир Девяткин отмечает, что важно сохранить крест майору Павлуцкому как свидетельство исторических событий и как уникальный объект деревянного зодчества. Экспедиция Валерия Старых, который в настоящее время завершает подготовку отчёта, поможет составить объективную картину его современного состояния.

Сохранить памятный крест майору Павлуцкому на сопке Майорской, оставив его в естественных природных условиях, будет крайне сложно.

Археолог Елена Рогозина у участка берегового обрыва с культурным слоем на правом берегу реки Анадырь, сентябрь 2025 года.

Координаты определены

Помимо изучения памятного креста майору Павлуцкому, специалисты ООО «Архео Чукотка» в ходе полевого сезона 2025 года по заказу Комитета по охране объектов культурного наследия Чукотского АО вели в Анадырском районе работу с памятниками гораздо более древних эпох. Елена Рогозина и Валерий Старых обследовали современное состояние неолитических стоянок в окрестностях села Краснено, которые были выявлены и описаны выдающимся советским учёным Николаем Диковым в 1957 – 1959 годах и являются сейчас объектами археологического наследия. По словам Елены Рогозиной, спустя более 60 лет экспедиции фактически заново пришлось разыскивать эти объекты.

Два из обследованных памятников археологии были описаны Диковым как мастерские каменного века. При раскопках мастерской «Стоянка Осиновая сопка» десятилетия назад были обнаружены скребки, наконечники стрел, ножи, каменная наковальня, а на «Стоянке коса Краснено» было найдено множество отщепов (плоских сколов камней, использовавшихся в древности как заготовки для орудий или как орудие). Всё это сейчас хранится в музейных фондах Чукотского АО и Магаданской области.

– Проведённые работы позволили определить точные координаты выявленных объектов культурного наследия, зафиксировать их современное состояние. Теперь археологи обрабатывают полученные в полевой сезон данные, проводят историко-архивные исследования. Результатом их работы станут определение предмета охраны, установление границ территорий, составление максимально полного описания каждого из обследованных объектов. Эти документы не только составят полную картину современного состояния памятников, но и позволят в полной мере обеспечить защиту их сохранности для будущих поколений, – отметил председатель Комитета по охране объектов культурного наследия Чукотского АО Владимир Девяткин.

ДОРОЖНЫМ ДИСТАНЦИЯМ – ЗОНЫ ОХРАНЫ. По заказу Комитета по охране объектов культурного наследия Чукотского АО экспертной комиссией разработаны проекты зон охраны четырёх объектов культурного наследия регионального значения – дорожных дистанций в муниципальном округе Эгвекинот «67-й км», «133-й км», «145-й км» и «190-й км», названных так в соответствии с расстоянием от Эгвекинота до них. Там располагались жилые зоны – деревянные и каменные постройки разного назначения, вышки охраны и заборы, свидетельствующие об истории строительства заключёнными Чукотстройлага в 40 – 50-х годах XX века трассы Эгвекинот – Иультин, которая требовалась для обеспечения деятельности Иультинского горно-обогатительного комбината. Ранее три дистанции были обеспечены зонами охраны, представляющими собой территории, на которых ограничена хозяйственная и иная деятельность, способная изменить вид объекта культурного наследия.

Во избежание утраты

Подготовил Антон КОВАЛИХИН
gazeta@ks.chukotka.ru

В 2025 году в Комитет по охране объектов культурного наследия Чукотского АО поступило 175 запросов от организаций и индивидуальных предпринимателей, планирующих строительные и иные работы на своих земельных участках. Это обязательная процедура, установленная законом: перед началом любых земляных работ необходимо официально подтвердить отсутствие на территории объектов, имеющих историко-культурную ценность.

Как подчеркнул председатель окружного Комитета по охране объектов культурного наследия Владимир Девяткин, более 90 % объектов культурного наследия, стоящих на государственном учёте региона, являются памятниками археологии. Они связаны с древними кочевыми и морзверобойными культурами, которые веками осваивали этот суровый край. Ежегодно археологи обнаруживают новые древние стоянки и поселения, большинство из которых скрыты под землёй и незаметны для неподготовленного глаза. Именно поэтому государство возложило на хозяйствующие субъекты обязанность защищать от разрушения не только уже известные памятники, но и те, что могут быть потенциально обнаружены.

Эта система охраны означает, что историческая память, скрытая в земле Чукотки, не будет безвозвратно утрачена под гусеницами и ковшами мощной современной строительной техники. По словам Владимира Девяткина, каждый поступивший в Комитет запрос тщательно проверяется, а специалисты сверяют координаты участка с картами уже обследованных археологами территорий. Если участок ранее не изучался, заказчик работ получает уведомление о необходимости за свой счёт провести историко-культурную экспертизу. В случае обнаружения ценного объекта разрабатывается проект по его сохранению или организуются спасательные археологические раскопки, что позволяет тщательно исследовать находку перед началом строительства.

Таким образом, действующее законодательство создаёт надёжный барьер на пути утраты бесценных свидетельств древней истории Чукотки, гарантируя, что её развитие будет идти рука об руку с сохранением уникального культурного слоя.

Кстати

Особое значение имеет правило, обязывающее любого исполнителя работ немедленно прекратить деятельность и в трёхдневный срок сообщить в компетентные органы при обнаружении предметов, обладающих признаками объекта культурного наследия. Этот механизм позволяет оперативно реагировать на имеющие историческую и культурную ценность находки и привлекать специалистов, обеспечивая сохранность артефактов для будущих поколений.