ЦЕНЫ НИЖЕ, РЕЙСОВ БОЛЬШЕ
24.03.2017
Справка «КС»
На сегодняшний день авиационный парк ЧукотАВИА состоит из одного самолёта Ан-24, трёх самолётов Ан-26, четырёх самолётов DHC-6, восьми вертолётов Ми-8 и одного вертолёта Ми-8МТВ-1, базирующихся в Анадыре и административных центрах муниципальных образований.

gazeta@ks.chukotka.ru
Чукотский автономный округ, вся территория которого расположена в Арктической зоне, – один из ряда субъектов Российской Федерации, где при отсутствии развитой наземной транспортной инфраструктуры авиация является безальтернативным круглогодичным видом транспорта, осуществляющим перевозку пассажиров как внутри округа, так и за его пределы. За последние годы, благодаря решениям и финансовой поддержке окружного Правительства, в регионе были снижены тарифы на целом ряде направлений, что сделало авиатранспорт более доступным для жителей.
В НЕБЕСА ПО СПЕЦТАРИФУ
– В 2016 году Правительством округа продолжена работа по организации доступности услуг транспортного комплекса для населения Чукотки, в том числе благодаря государственной поддержке предприятий и предоставлению субсидии из окружного бюджета, – отметил на прошедшем недавно заседании окружного Правительства начальник Управления связи, транспорта и дорожного хозяйства Департамента промышленной и сельскохозяйственной политики Андрей Быков. – Единственным авиаперевозчиком на местных маршрутах округа является ГП «ЧукотАВИА», которое выполняет рейсы по всем социально значимым маршрутам в соответствии с расписанием, согласованным с Правительством округа.
Регулярные полёты между райцентрами и национальными сёлами округа были сохранены за счёт государственного регулирования тарифов и субсидирования ЧукотАВИА.
– В связи с этим стоимость билета по направлениям, например, Анадырь–Певек и Анадырь–Кепервеем снизилась до 12 тыс. руб., Анадырь–Лаврентия и Анадырь–Провидения до 10 тыс. руб. (в 2015 году стоимость билетов по указанным маршрутам составляла более 20 тыс. руб.), – продолжил начальник Управления. – Увеличена частота рейсов, в том числе по направлению Анадырь–Эгвекинот до двух раз в день. На всех маршрутах в национальные сёла Чукотки установлены специальные тарифы, которые ниже экономически обоснованных тарифов в 2–8 раз и составляют от 3 до 12 тыс. руб. (в зависимости от типа воздушного транспорта и отдалённости населённого пункта). В настоящий момент Правительство Чукотки субсидирует все 59 авиамаршрутов ЧукотАВИА.
Принятые меры привели к увеличению количества перевезённых пассажиров на регулярных рейсах ЧукотАВИА: в 2014 году их было 34 102, в 2015-м – 33 705, а в 2016-м – 40 065 человек. Кроме того, в прошлом году перевезено 464,78 тонны почты, в том числе на регулярных рейсах – 267,27 тонны.
Конечно, сохранение стабильного авиасообщения на Чукотке – вещь недешёвая. Только в 2016 году сумма субсидий из окружного бюджета на возмещение недополученных доходов, возникающих в связи с выполнением пассажирских перевозок на местных воздушных линиях, превысила 618,6 млн руб.
ПОЛЁТ МЕЖ РЕГИОНОВ
Единственные магистральные маршруты на Москву с Чукотки выполняются из Анадыря и Певека.
Средняя стоимость билета составляет от 35 тыс. руб. в одном направлении и выше, что значительно дороже, чем в других субъектах ДФО. В пик отпускного сезона цена полёта может достигать 64–67 тыс. руб. в один конец. Основная цель субсидирования стоимости билетов на межрегиональных маршрутах для жителей округа – обеспечение доступного тарифа на авиаперевозки как прямыми магистральными рейсами Анадырь–Москва–Анадырь и Певек–Москва–Певек, так и через Хабаровск и Магадан.
По маршрутам Анадырь–Хабаровск и Анадырь–Магадан Правительство региона с 2015 года предоставляет субсидии из окружного бюджета авиакомпании «Якутия» на осуществление межрегиональных перевозок пассажиров в салонах экономического класса по специальному тарифу на условиях софинансирования с Росавиацией.
Однако летом прошлого года Правительство России (без учёта специфики регионов) изменило правила предоставления субсидий из федерального бюджета на осуществление региональных воздушных перевозок. В итоге для авиакомпаний, регулярно летающих на территорию округа, экономические показатели оказались ниже себестоимости выполнения рейсов. Соответственно, тариф, который действовал ранее, уже не приносил выгоды.
В связи с этим авиакомпания «Якутия» сообщила о нерентабельности выполнения в 2017 году рейсов на условиях софинансирования по направлению Хабаровск–Анадырь–Хабаровск. В настоящее время «Якутия» осуществляет полёты по маршрутам Магадан–Анадырь–Магадан (стоимость билетов в салоне экономкласса составляет 5640 руб.) и Хабаровск–Анадырь–Хабаровск. На этой линии без получения субсидий стоимость авиабилетов экономического класса уже дороже – от 22 до 33 тыс. руб. в одном направлении.
С учётом сложившейся ситуации в Минвостокразвития были направлены предложения по внесению изменений в правила предоставления субсидий, позволяющих сделать выполнение рейсов по маршруту Хабаровск–Анадырь–Хабаровск рентабельным.
Кроме того, сегодня самолёты ООО «Сибирская Лёгкая Авиация» выполняют рейсы по маршруту Кепервеем–Магадан–Кепервеем по тарифу 25–28 тыс. руб., а также Омолон–Магадан–Омолон по экономически обоснованной стоимости 35 тыс. руб. По инициативе губернатора Романа Копина решение о субсидировании этих маршрутов уже принято. В результате с 1 мая планируется начало полётов из Омолона в Магадан по стоимости 15 тыс. руб.
ПЕВЕК УВЕЛИЧИТ ПАССАЖИРОПОТОК
На сегодняшний день, по словам первого заместителя губернатора Леонида Николаева, особое беспокойство вызывает направление Певек–Москва.
– Здесь ожидается рост числа пассажиров в связи с развитием недропользования, – подчеркнул Леонид Николаев. – 7 марта замминистра Минвостокразвития провёл селекторное совещание с участием Минтранса, Росавиации и других ведомств, на котором мы обозначили наши позиции. Хотя в наших программах развития транспортной системы и предусмотрена реконструкция ряда аэропортов – Залив Креста, Омолон, Кепервеем и т. д., мы понимаем, что приоритетной является реконструкция аэропорта Певек, где высокая степень износа полосы. Между тем, по нашим оценкам, пассажиропоток там в течение ближайших пяти лет может увеличиться от двух до пяти раз.
Экономически выгодно летать в Москву из Певека и билибинцам. Прямого рейса Кепервеем–Москва нет. Поэтому сегодня люди летают самолётами авиакомпании «ИрАвиа» из Кепервеема на Магадан и далее на Москву. При этом билет до Магадана стоит свыше 27 тыс. руб.
– Мы просили Росавиацию субсидировать этот маршрут, но ответа пока нет, – продолжил замгубернатора.
Кстати, летом прошлого года у полпреда Президента РФ в ДФО Юрия Трутнева прошло совещание, одним из вопросов которого было предоставление всем жителям Чукотского АО права льготного авиаперелеёа по субсидируемым маршрутам в течение календарного года. В Минвостокразвития и Росавиацию были направлены соответствующие предложения.
Языком цифр
В 2015 году по всем межрегиональным маршрутам, включая Москва–Анадырь–Москва и Москва–Певек–Москва, было выполнено 260 рейсов, перевезено 69 239 пассажиров, в 2016 году рейсов было 319, перевезено 74 786 пассажиров. Общий пассажирооборот на всех маршрутах в 2016 году составил 123 442 человека (в 2014 году – 102 716, в 2015 году – 109 953).