В СЕРДЦЕ ПЛАВУЧЕГО АТОМА
02.11.2016
Справка «КС»
Плавучий энергетический блок (ПЭБ) «Академик Ломоносов» проекта 20870 предназначен для работы в составе плавучей атомной теплоэлектростанции (ПАТЭС), которая является первым в мире энергетическим объектом подобного типа. Станция оснащена реакторными установками КЛТ-40С, которые способны вырабатывать до 70 МВт электроэнергии и 50 Гкал/ч тепловой энергии, что достаточно для поддержания жизнедеятельности города с населением более 100 тысяч человек.
Срок службы плавучего энергоблока – 35–40 лет. Перезарядка реакторов осуществляется с периодичностью 2,5–3 года. Экипаж ПЭБ составляет порядка 150 человек. Кроме выработки тепла и электроэнергии, плавучий энергоблок может использоваться в качестве опреснителя.
Срок службы плавучего энергоблока – 35–40 лет. Перезарядка реакторов осуществляется с периодичностью 2,5–3 года. Экипаж ПЭБ составляет порядка 150 человек. Кроме выработки тепла и электроэнергии, плавучий энергоблок может использоваться в качестве опреснителя.

gazeta@ks.chukotka.ru
Сегодня на Балтийском заводе в Санкт-Петербурге плавучий энергоблок «Академик Ломоносов», на базе которого в 2019 году в Певеке начнёт работу первая в мире плавучая атомная теплоэлектростанция (ПАТЭС), проходят плановые швартовные испытания для проверки работоспособности и соответствия проектным характеристикам. Корреспонденту «КС» удалось побывать на этом предприятии и своими глазами увидеть ПЭБ, а заодно пообщаться с теми, кто непосредственно отвечает за его строительство и ввод в эксплуатацию.
Питерский завод-орденоносец, в мае нынешнего года отметивший 160-летний юбилей, начинается с проходной, где строго проверяют каждого, кто намерен пройти на его территорию или покинуть её. После входного контроля в сопровождении руководителя пресс-службы завода Маргариты Свириз и фотографа Никиты Грейдина я отправляюсь на встречу с представителем подрядчика строительства плавучего энергоблока – Госкорпорации «Росатом».
Мы идём по территории Балтийского завода, который производит впечатление промышленного города – с широкими улицами, старинными и современными производственными зданиями. Издалека видно, что у достроечной набережной стоит почти готовый (по внешнему виду) ПЭБ «Академик Ломоносов». Он отделён от остальной территории завода периметром спецзащиты, имеет собственную проходную. Вход к «Ломоносову» – только по пропускам.
У нас запланирована встреча с заместителем главного строителя плавучего атомного энергоблока Сергеем Бровиковым, с которым предстоит побеседовать о ходе реализации уникального проекта сооружения первой в мире ПАТЭС.
– Объект готовится к ключевому событию – приёмке ядерного топлива, – рассказывает заместитель главного строителя. – Количество работников на ПЭБ «Академик Ломоносов» увеличено, в среднем за прошлую неделю (разговор происходил 10 октября. – Прим. ред.) были задействованы порядка 500 человек. Согласно графику строительства ПЭБ, с 1 июля мы приступили к швартовным испытаниям, которые завершатся в 2017 году. На сегодняшний день готовность блока составляет 82%.
Почему испытания длятся целый год? Как пояснил Сергей Бровиков, на ПЭБ функционируют около 200 различных систем. Всё это должно пройти тщательную проверку перед тем, как Балтийский завод сдаст энергоблок представителям заказчика – АО «Концерн «Росэнергоатом», а также Российскому морскому регистру судоходства.
В связи с тем, что «Академик Ломоносов» – объект уникальный и первый в своём роде, в ходе испытаний периодически возникают вопросы. В таких случаях для оперативного поиска решений приглашают конструкторов, которые работают над той или иной проблемой. После доработки снова назначаются испытания для подтверждения технических параметров.
– Этот процесс продолжается в непрерывном режиме, – объясняет Сергей Бровиков. – Именно поэтому, с учётом нашего опыта работы с несерийными судами, был взят такой большой промежуток времени на швартовные испытания.

Во время разговора с профессионалами мы не могли обойти вопрос о радиационной и экологической безопасности атомного объекта, который совсем скоро разместится в акватории Чаунской губы.
– Все вопросы безопасности полностью учтены и решены, – заверил наш собеседник. – Проект прошёл все необходимые согласования и экспертизы, в нём заложены соответствующие параметры и технические решения. На этапе строительства тоже соблюдаются меры безопасности. Сейчас на объекте идут монтажные работы, включена система физической защиты, полностью исключающая проникновение посторонних людей. Когда судно будет готово к приёму ядерного топлива, в работу включатся системы радиационной безопасности, система мониторинга экологической безопасности и другие. К примеру, для отработавшей на корабле воды предусмотрены датчики температурного, радиационного и нефтехимического контроля. На ПЭБ применены современные системы нового поколения, которые не используются даже на атомных ледоколах действующего морского флота. Пороговые значения радиационного фона ещё более ужесточены, увеличено в разы количество точек контроля. В целом при строительстве «Ломоносова» мы реализуем много инновационных решений. Наша задача – построить уникальный объект, аналогов которому нет в мире и который, я уверен, станет первым в серии плавучих атомных станций.
ЗА ЛЮДЕЙ СРАБОТАЕТ АВТОМАТИКА
После беседы с Сергеем Бровиковым мы поднимаемся на борт «Академика Ломоносова» в сопровождении старшего строителя Александра Ларионова. Внутри ПЭБ напоминает много-этажный строящийся дом. Здесь много различных металлоконструкций, тут и там вспыхивают огни электросварки, кругом люди в касках и стоит невообразимый шум работающего оборудования и техники.


После завершения всех работ плавучий энергоблок должен стать для его экипажа не только местом работы, но и домом на вахтовый период. Это проектировщики тоже учли. Четыре яруса одноместных кают, бассейн с морской водой, сауна, тренажёрный зал, другие бытовые помещения обеспечат необходимый уровень комфорта.
– Котельное отделение ПЭБ уже работает, на дизельном топливе, обогревает помещения судна, – продолжает старший строитель, проводя нас по крутым корабельным лестницам вниз.
Напоследок мы заходим в аппаратную и просторное помещение для хранения ядерного топлива. Специалисты завода рассказывают, что привезённого с собой на Чукотку топлива энергоблоку хватит на десять лет безостановочной работы. Потом ПЭБ отправится на судоремонтный завод на перегрузку топлива и профилактический ремонт.
Надо сказать, что в последнее время визиты на строящийся объект атомной энергетики участились: его посещают и члены Правительства России, и представители столичных СМИ. «Академик Ломоносов» обретает завершённость, уже есть что показать – так объясняют своё гостеприимство балтийцы.
ДИРЕКТИВНЫЕ СРОКИ СОКРАТИЛИ НА ГОД
Экскурсия на Балтийский завод завершилась интервью с руководителем заказчика – филиала Росэнергоатома «Дирекция по сооружению и эксплуатации плавучих атомных теплоэлектростанций» Сергеем Завьяловым, который подробно ответил на наши вопросы.

– Сергей Николаевич, известно, что изначально первую ПАТЭС планировалось разместить на Камчатке и лишь потом аналогичный энергоблок должен был получить Певек. Почему эти планы поменялись?
– Действительно, первый энергоблок планировали поставить в Вилючинске, на Камчатке, а второй чуть позже ввести в эксплуатацию в Певеке. Однако Камчатский край обеспечили газом, который там добывается и стал альтернативой атомной генерации. А нас, соответственно, переориентировали на Чукотку, поскольку встал вопрос о выводе из эксплуатации Билибинской атомной станции и выработавшей свой ресурс Чаунской ТЭЦ.
– Не так давно в Певеке началось строительство береговых и гидротехнических сооружений для будущей ПАТЭС. Как продвигается работа?
– Мы приступили к работе в Певеке, получили первый опыт и поняли, что в арктических условиях трудиться размеренно, с длительными перерывами на отдых, невозможно. Работать нужно непрерывно, круглосуточно и очень интенсивно. Так мы пришли к мысли о том, что следует поторопиться и исполнить работу на площадке раньше, нежели это предусмотрено директивными сроками.
Отмечу, что в течение последнего месяца мы продвинулись достаточно далеко. Берегоукрепление в Певеке идёт настолько быстро, что уже сейчас можно говорить о том, что эта работа завершится, ориентировочно, к концу года.

Как минимум, это касается сооружения гидротехнических объектов, необходимых для того, чтобы в 2018 году обеспечить условия для постановки плавучего энергоблока в Певеке на штатное место.
А что касается самого энергоблока, то вы знаете, что Балтийский завод планирует завершить его строительство в конце 2017 года. В 2018 году мы планируем оформить необходимые документы и подготовить транспортировку ПЭБ из Петербурга на Чукотку.
Изначально заданный срок ввода атомной станции в эксплуатацию остался прежним – конец 2019-го.
ЛЬДЫ И ЮЖАКИ СТАВЯТ ЗАДАЧИ
– Плавучая атомная станция будет работать в экстремальных условиях Арктики. Достаточно ли она защищена от внешних воздействий климата и безопасна ли для окружающей среды?
– Плавучая атомная станция, впрочем, как и любая другая, согласно современным нормам безопасности, изначально проектируется с «запасом прочности», превышающим предельно возможные в данной местности нагрузки. Работа станции в прибрежных районах Мирового океана ставит вопрос об устойчивости к экстремальным природным воздействиям, таким как цунами, смерчи и так далее. Кроме того, хорошо известно, что в Северном Ледовитом океане формируются ледовые поля. Льды начинают двигаться в сторону материка, наслаиваются друг на друга, возникают ледовые торосы, которые поднимаются на высоту многоэтажных зданий и всей своей массой наваливаются на берег. Нужно защитить энергоблок надёжным молом-причалом, чтобы эти торосы его не повредили. Планируемая длина мола-причала в Чаунской губе составит 600 метров. По сути, мы создадим искусственную акваторию, чтобы защитить плавучий энергоблок от экстремальных ледовых нагрузок.
Известно, что Певек славится очень сильными южными ветрами, которые местные жители называют коротким, но ёмким словом «южак». С учётом того, что у энергоблока большая парусность, нам нужно мощное бетонное сооружение, чтобы надёжно пришвартовать энергоблок. Словом, вопросов немало. Думаю, что благодаря ранней готовности гидротехнических сооружений у нас будет больше времени на адаптацию ПЭБ в заполярных условиях.
Что касается вопросов экологии, то мы абсолютно уверены в безопасности объекта. Здесь, на Балтийском заводе, будет произведён запуск, отладка и регулировка энергоблока. Таким образом, в Певек придёт полностью построенный, испытанный и готовый к работе энергетический объект.
– А как обстоят дела с подготовкой персонала для работы на ПАТЭС?
– Госкорпорация «Росатом» набирает персонал с базовым образованием, имеющий практический опыт работы на морских судах, судах атомного флота, военных моряков, а также работников атомных станций. Мы проводим обучение по заранее утверждённой программе в Центральном институте повышения квалификации Госкорпорации «Росатом». Далее специалисты проходят стажировку на строящемся энергоблоке: изучают документацию, занимаются сопровождением монтажа, пуско-наладки и испытания оборудования. Затем они проходят аттестацию, сдают соответствующие квалификационные экзамены в Роснадзоре, получают допуски к самостоятельной работе. Только после этого они будут зачислены в сдаточную команду Балтийского завода, чтобы участвовать в комплексных швартовных испытаниях энергоблока под нагрузкой.
После проведения испытаний мы поднимем флаг на «Академике Ломоносове». Это будет очень торжественное и памятное событие – флаг поднят, команда на борту, а значит, корабль зажил своей жизнью, у него началась своя история. Это произойдёт в конце 2017 года, после чего команда начнёт подготовку к походу в Певек по Северному морскому пути.
