Вход для зарегистрированных

пользователей

 

Забыли пароль?
Общественно–политическая газета Чукотского АО

Спецпроекты "КС"

Новости

Чукотка

СОТРУДНИЧЕСТВО ИЛИ КОНФЛИКТ?

13.04.2018
Подготовил Сергей НИКИТИН
gazeta@ks.chukotka.ru

С окончанием «холодной войны» значение Арктики как источника военной угрозы и зоны международной конфронтации заметно снизилось. Этот регион в большей степени стал восприниматься как платформа для сотрудничества, где доминируют общие интересы, связанные с сохранением окружающей среды и культур северных народов, обеспечением устойчивого развития арктических территорий. Но сегодня в связи с обострением внешнеполитической ситуации и беспрецедентным давлением на Россию данный тезис вновь поставлен под сомнение…


ЗА ПОТЕПЛЕНИЕМ – ПОХОЛОДАНИЕ
Если сделать небольшой экскурс в новейшую историю «арктического вопроса», то в 1996 г. США, Норвегия и Россия (к которым позднее присоединилась Великобритания) сформировали программу Арктического военно-экологического сотрудничества (AMEC), главной целью которой была утилизация атомных подводных лодок, базирующихся на северо-западе арктической зоны России. Эта программа стала символом существенного сдвига в восприятии Арктики: от взгляда на неё как критически важного для национальной безопасности театра военных действий к общей озабоченности защитой окружающей среды и безопасностью человека.
Однако с середины 2000-х годов логика взаимодействия в Арктике стала меняться. Глобальное потепление, потенциально открывающее доступ к запасам минерального и углеводородного сырья, биологическим ресурсам и новым судоходным маршрутам полярного региона, стало причиной нового «похолодания» в международных отношениях. Арктические государства серьёзно озаботились защитой своих суверенных прав, интересов и обеспечением национальной безопасности. С 2005 г. практически все они заявили о своих намерениях защищать права и интересы в этом районе мира.
США, в отличие от других арктических государств, после окончания «холодной войны» фактически сохранили своё военное присутствие в Арктике, а в начале 21 века приступили к его наращиванию. В 2009 г. Вашингтон объявил обеспечение национальной безопасности приоритетом номер один США в Арктике, рассматривая это направление через призму своих глобальных интересов и глобальной безопасности.
Ответные меры в этом направлении приняла и Россия. Однако активизация деятельности РФ в Арктике, прежде всего в реализации энергетических и нефтегазовых проектов на арктическом шельфе, а также намерение защищать свои национальные интересы путём укрепления военного присутствия в полярном регионе воспринимается Вашингтоном как «агрессивная экспансия».
Именно такой была реакция Штатов на заявку России о включении в её состав исключительной экономической зоны акватории Северного Ледовитого океана площадью около 1,2 млн кв. км, восстановление военных баз на Новосибирских островах и острове Врангеля, серию учений по защите морских коммуникаций, развитие инфраструктуры, обеспечивающей повседневную деятельность вооружённых сил РФ в Арктике, активное использование военно-морского флота для научных и иных исследований в этом районе мира.

«ТЕАТР» САНКЦИЙ
В то время, когда арктические государства стремятся к сотрудничеству в области решения проблем, возникающих в Арктическом регионе в свете происходящих беспрецедентных изменений, США и Канада разворачивают систему противоракетной обороны на побережье Арктики, наращивают своё военное присутствие, пытаясь превратить этот регион в возможный «театр» военных действий. Кроме того, США при поддержке ЕС стремятся создать условия для того, чтобы ограничить экономическую деятельность России на арктическом шельфе. В своей совокупности эти действия создают угрозу национальной безопасности в российской зоне Арктики и вызывают соответствующую реакцию со стороны Москвы.
Так, в апреле 2014 г. на заседании Совета безопасности Президент РФ Владимир Путин поручил создать в Арктике единую систему базирования надводных кораблей и подлодок нового поколения, укрепить границу, а также образовать новый государственный орган для реализации политики России в этом регионе. Это решение закономерно встревожило Вашингтон и вызвало обвинения Кремля в территориальных амбициях и наращивании военной силы в регионе.
Стремление России сохранить за собой ведущую роль в Арктике, права на морские акватории, часть континентального шельфа и природные ресурсы сталкивается с серьёзным противодействием западных держав.
За год до своего вступления в председательство в Арктическом совете США ввели экономические санкции против России, в том числе – запрет на оказание помощи России в разработке нефтяных и газовых месторождений. В разные санкционные списки наряду с крупнейшими оборонными предприятиями России были включены и энергетические компании: «Роснефть», «Новатэк», «Транснефть», «Газпром», «Газпром нефть», «ЛУКОЙЛ», «Сургутнефтегаз».
Практически сразу к американским санкциям присоединился ЕС, закрыв для российских энергетических компаний иностранный капитал, а также предоставление услуг, необходимых при глубоководной разведке и добыче нефти, работы в Арктике и на месторождениях сланцевой нефти, в том числе услуги по бурению и испытанию скважин, а также по их геофизическому исследованию.

Кстати

Принятый конгрессом США в конце июля 2017 г. и утверждённый президентом Дональдом Трампом 2 августа закон «О противодействии оппонентам Америки посредством санкций» № 115-44 в части, касающейся России («Акт о противодействии русскому влиянию в Европе и Евразии – 2017» – Countering Russian influence in Europe and Eurasia), помимо финансового давления на Россию скорректировал круг глубоководных и арктических шельфовых проектов, а также нефтегазовых проектов, для которых иностранным компаниям запрещено поставлять оборудование и технологии.
Таким образом, введённые санкции против России мешают сотрудничеству в Арктике, ограничивают сроки реализации стратегических проектов разведки и добычи углеводородов на российском арктическом шельфе, создают угрозы и риски для ведущих российских компаний. Адресность санкций демонстрирует реальное соперничество между государствами в этом регионе мира по освоению его ресурсов. США и страны Европы не заинтересованы в укреплении позиций России в арктическом регионе.

КОМУ ВЛАДЕТЬ СЕВМОРПУТЁМ?
Ещё один фактор, который категорически не приемлют западные страны, – обоснованная заявка России на континентальный шельф площадью более 1,2 млн кв. км, в которую входят хребет Ломоносова, поднятие Менделеева и Чукотское плато. Указанная российская инициатива вызвала обеспокоенность в США, поскольку рядом с Чукотским плато находится американская Аляска, что закрывает Америке путь к Арктике в будущем. Очевидно, что по этой причине США будет оказывать давление на комиссию ООН по блокированию российской заявки и продолжение попыток вывести арктический шельф из-под конвенции ООН.
Третьим вызовом для России могут стать попытки «интернационализации» Северного морского пути, которой хотят добиться несколько арктических государств и в первую очередь США, полагая, что он должен иметь международный статус.
На протяжении многих столетий Россия осваивала необъятные просторы Крайнего Севера. Целые поколения мореплавателей-первопроходцев разведывали эту акваторию, а Российское государство создавало инфраструктуру и суда для плавания в условиях Северного Ледовитого океана. Севморпуть – это исторически сложившаяся национальная транспортная коммуникация России, соединяющая Европейскую часть нашей страны с Дальним Востоком. Следовательно, преимущества в эксплуатации СМП принадлежат именно России.
С учётом сложившейся де-факто ситуации политиками и экспертным сообществом ведётся целый ряд дискуссий о возможных сценариях дальнейшего освоения и развития этого региона – от неизбежной конфронтации в ходе «гонки за ресурсами» до многостороннего согласованного управления.
Вероятность негативного развития событий в Арктическом регионе, не обязательно в форме открытого военного столкновения, как правило, связывается с наличием сфер конфликтных интересов экономического и геополитического характера и рассматривается как возвращение к классической политике с точки зрения силы.
Несмотря на конфронтационный экономический альянс США и стран ЕС против России, российская политика в Арктическом регионе носит конструктивный характер. В конкурентной борьбе за освоение северных территорий Россия играет роль миротворца, призывая к мирному решению всех разногласий путём двусторонних и многосторонних переговоров на основе норм международного права.
Именно поэтому для нас Арктика – территория сотрудничества, а не зона конфликта…
Комментарии [0]

Для отправки комментария Вам необходимо войти или зарегистрироваться.

Новости

Спецпроекты "КС"

Новости

Чукотка

Котировки

знач. изм.
РТС 10:43 1435.69 -0.2%
USD ЦБ РФ 13/04 77.5104 0.3447
EUR ЦБ РФ 13/04 92.0669 0.286

Погода

+6...+8 Москва
+13...+15 Екатеринбург
+1...+3 Нижний Новгород
+1...+3 Новосибирск
+7...+9 Пятигорск
+8...+10 Ростов-на-Дону
+8...+10 Санкт-Петербург
+7...+9 Симферополь
-2...-4 Хабаровск
-10...-12 Анадырь
-12...-14 Беринговский
-14...-16 Билибино
-8...-10 Лаврентия
-15...-17 Марково
-17...-19 Мыс Шмидта
-21...-23 Певек
-9...-11 Провидения
-12...-14 Эгвекинот

Подписка