Вход для зарегистрированных

пользователей

 

Забыли пароль?
Общественно–политическая газета Чукотского АО

Общество

Новости

Чукотка

В ДАЛЬНИЙ КОСМОС С ГАГАРИНСКОЙ ОРБИТЫ

09.04.2021
На комплексном стенде главного служебного модуля МКС «Звезда» Павел Виноградов показывает, как экипаж станции борется с утечками воздуха. ФОТО: АЛЕКСАНДР МИЛКУС, kp.ru
Антон ЛОБАНОВ
anton@ks.chukotka.ru

Сегодня, 9 апреля, ровно за три дня до знаковой для землян даты – 60-летия с момента первого полёта человека в космос – на Байконуре намечен старт пилотируемого корабля «Ю. А. Гагарин» с экипажем 65-й длительной экспедиции на МКС. Непосредственное участие в его подготовке принимал наш земляк Герой России космонавт, а ныне заместитель руководителя лётно-космического центра РКК «Энергия» Павел Виноградов, за плечами которого три долговременных полёта на орбиту и свыше 38 часов работы в открытом космосе. Мы созвонились с почётным гражданином Анадыря, давним другом «КС» и попросили рассказать о задачах, стоящих перед отраслью в юбилейный год, и перспективных проектах, призванных сохранить завоёванное 60 лет назад лидерство нашей страны в деле освоения Вселенной.
Экипажу космического корабля «Ю. А. Гагарин» («Союз МС-18»), который должен стартовать сегодня с Байконура, впервые предстоит добраться до МКС всего за 2 часа 45 минут, а не за двое суток, как это было раньше. ФОТО: ROSCOSMOS.RU
«ЭКСПРЕСС» К МКС
– Пуск ракеты-носителя «Союз-2.1а» с космическим кораблём «Союз МС-18», который получил собственное название, запланирован в пятницу на 10.42 по московскому времени с 31-й площадки Байконура. Эта миссия посвящается первому космонавту планеты Юрию Алексеевичу Гагарину, чьё имя нанесено на поверхность экранно-вакуумной теплоизоляции бытового отсека корабля, а на головном обтекателе носителя размещена официальная символика празднования 60-летия первого полёта человека в космос, – уточнил Павел Владимирович. – На Международную космическую станцию отправится её 65-й экипаж – космонавты Роскосмоса Олег Новицкий и Пётр Дубров, а также американский астронавт Марк Ванде Хай. На первом этапе перед ними стоит пусть и не гагаринская, но тоже важная задача: долететь до станции по очень короткой двухвитковой схеме за 2 часа 45 минут. До них этого ещё никто не делал.
Наш собеседник в 2013 году стал первым в истории космонавтики, кому удалось добраться до МКС не за двое суток и 30 витков вокруг Земли, а всего за 6 часов и 4 витка.
По словам космонавта, новый полностью цифровой корабль, лишь внешне повторяющий облик «Союзов», что с советских времён летали на орбиту, вполне позволяет работать по сверхкороткой схеме.

«СОЮЗ» НЕ ОТПУСКАЕТ
– В адрес российской космонавтики нередко раздаются упрёки, что якобы мы используем советский задел, ничего не предлагая взамен надёжных, но уже морально устаревших «Союзов», и ставят в пример частную компанию Илона Маска, – продолжил Павел Виноградов. – Это немного не так, точнее, совсем не так. Наш цифровой корабль, сохранивший имя предшественника, тому подтверждение. Он не просто надёжно и быстро доставляет экипажи на орбиту, в том числе американцев, которые при всём желании пока никак не могут отказаться от нашей помощи, но представляет собой базу для отработки и совершенствования аппаратуры и некоторых узлов нашего нового пилотируемого шестиместного корабля многоразового использования «Орёл». На заводе вовсю идёт производство, делаются корпуса, отрабатывается лобовая теплозащита, при этом график первых стартов этого большого корабля, который будет использоваться не только для орбитальных полётов, но и в лунной программе, остаётся неизменным: 2023 – 2024 годы. Только в отличие от распиаренных проектов Маска об этом, как и о многих других направлениях нашей работы, почему-то практически нигде не говорится. Что же касается самого Маска, то он мне очень симпатичен как инженер и менеджер, его «Драгон» пусть и не без проблем, всё-таки полетел с экипажем к МКС. Сейчас специалисты Space X отрабатывают штатные схемы, стыковку, то есть фактически стараются в сжатые сроки пройти на практике тот путь, который мы давно прошли.
Правда, как заметил Павел Владимирович, цена полёта у американцев прилично возросла и уже не укладывается в изначально заявленные Маском экономические параметры, которые по задумке должны были быть ниже, чем у Роскосмоса.
– Американцы заявляли, что 75 млн долларов за полёт на российском «Союзе» – это слишком дорого, возложив большие надежды на проект Маска, который, по его заверениям, окажется чуть ли не втрое дешевле. Однако сейчас у него цена полёта уже приблизилась к 100 млн долларов, и это для наших партнёров вроде как нормально. Пусть летают, молодцы. Тем временем, несмотря на все заверения о полном отказе от использования наших «Союзов», сейчас их астронавт, кстати, очень хороший специалист, который прекрасно знает и любит наш корабль, летит именно на нём. Это говорит само за себя, – заметил один из самых опытных космонавтов планеты. – Вновь повторю: дешёвых полётов в космос не будет, по крайней мере, в обозримой перспективе. Поэтому программа того же частного Space X на 99 % осуществляется на государственные средства, выделяемые NASA, то есть по факту финансируется из кармана американских налогоплательщиков. Впрочем, не буду категорично утверждать, что у частной космонавтики нет будущего, в том числе в нашей стране. Будущее есть всегда, просто должно пройти время и должны появиться соответствующие задачи.
87-й космонавт нашей страны, 360-й космонавт мира Павел Виноградов родился 31 августа 1953 года в Магадане. В 1970 году окончил школу № 1 Анадыря. В Московском авиационном институте получил два высших образования по специальностям «проектирование ракет-носителей» и «системный анализ и большие компьютерные системы». В 1997 году совершил первый полёт в космос на орбитальную станцию «Мир», за спасение которой после столкновения с грузовым «Прогрессом» удостоен «Золотой Звезды» Героя России. Второй полёт выполнил в 2006 году в качестве командира 13-го долговременного экипажа МКС. В 2013 году в третий раз отправился на орбиту, став командиром 35-й основной экспедиции на МКС, с борта которой еженедельно отправлял материалы в «КС» для рубрики «Вести с орбиты». Там же отметил 60-летие, став самым возрастным космонавтом, работающим на орбите, и самым возрастным человеком, который когда-либо выходил в открытый космос.
ОТОРВАТЬСЯ ОТ ЗЕМЛИ
– Мы же на данный момент сосредоточились на доработке новых мощных ракет-носителей, – отметил Павел Виноградов. – В декабре с космодрома Плесецк был осуществлён долгожданный пуск совершенно новой ракеты тяжёлого класса «Ангара-А5», на которую возложено много надежд и планов. Она включена в большое количество программ, под неё сейчас достраивается стартовый комплекс на космодроме «Восточный», и нас держит только наземная инфраструктура. Кроме того, мы могли бы начать пуски и раньше, как минимум, года на три, если бы не было принято решение о переносе производства из Москвы в Омск, где пришлось серьёзно модернизировать завод объединения «Полёт», входящий в состав Государственного космического центра имени Хруничева. Работы завершены, и производство «Ангары» там будет наращиваться.
Параллельно, по словам собеседника «КС», идёт доводка носителя «Союз-5» среднего класса, хотя её возможности по грузоподъёмности даже выше. Она будет способна выводить на орбиту как автоматические аппараты, так и пилотируемые транспортные корабли. Полным ходом идёт работа над топливными отсеками – баками большого диаметра, а двигательные установки проходят испытания.
Кстати, именно с этим семейством ракет связаны планы использования плавучего космодрома «Морской старт», американскую долю которого ранее удалось выкупить. Он был перебазирован из США на Дальний Восток в бухту Славянка, где на местном судоремонтом заводе имеются возможности для поддержания уникального комплекса в рабочем состоянии.
– Самая большая проблема – отсутствие ракеты, которую можно запускать с этой площадки. «Зениты», производившиеся раньше на украинском Южмаше, в силу известных причин там больше делать не могут. Поэтому, как только «Союз-5» начнёт летать, будет решаться вопрос использования для «Морского старта» более лёгкой ракеты «Союз-2.1б». Это позволит осуществлять пуски из наиболее удобных точек океана, исходя из заявленных целей, – будь то интересы науки, обороны или вывода коммерческого груза, – добавил Павел Владимирович.

К ТОЧКАМ ЛАГРАНЖА
– Важным событием года должен стать пуск нашего многофункционального лабораторного модуля «Наука» для МКС, который периодически откладывался. Работа идёт круглосуточно, старт намечен на 15 июля. Предварительно грузовой «Прогресс», доставивший в феврале на станцию воду, топливо, сжатые газы и оборудование, в том числе ремонтно-восстановительный комплект для герметизации трещин корпуса, сведёт над Тихим океаном стыковочный модуль «Пирс». На его место станет «Наука», к которому в этом же году добавится ещё один модуль с шестью стыковочными узлами для разного типа кораблей, – пояснил Павел Виноградов. – С выводом «Науки» исследования на МКС выйдут на принципиально новый уровень, например, в части изучения климатических изменений и нейтронных потоков, возникающих при взаимодействии космических лучей с атмосферой. К тому же это ещё одна каюта для экипажа и дополнительный туалет, что, судя по опыту американских партнёров, немаловажно.
Таким образом, как заметил наш собеседник, слухи о скором выводе из эксплуатации МКС оснований под собой не имеют, напротив, стоит задача по продлению её службы на максимально возможный срок. По крайней мере, руководитель полётом российского сегмента Владимир Соловьёв сообщил, что станцию будут использовать до 2030 года.
– Другое дело, если наши коллеги в силу каких-то политических причин скажут, что вместе работать больше нецелесообразно, будем летать своим сегментом, нам это под силу, но это лишь теоретические рассуждения. Пока, слава Богу, взаимодействие между нашими инженерами и центрами управления полётами как было, так и остаётся на высочайшем уровне, никакого негативного разворота нет, – констатировал наш земляк. – Это не исключает другой важной задачи – полётов на Луну и Марс. В таком случае длительность работы наших новых станций, в частности лунной, которая уже проектируется, будет исчисляться гораздо большими сроками, речь может идти о 50-60 годах. Сейчас идёт отработка режимов очень длительных экспедиций, в перспективе – до крупнейшего спутника Сатурна Титана.
Как подчеркнул Павел Владимирович, первые старты для выведения базовых модулей лунной станции на орбиту Земли или в точки Лагранжа (области в системе двух массивных космических тел, в которых третье тело с небольшой массой может находиться в неподвижном состоянии. – Прим. ред.) запланированы на 2025 – 2026 годы. И особое место в лунной программе отведено новому кораблю «Орёл».
Над габаритно-массовым макетом перспективного корабля, получившего потом название «Орёл», космонавты Павел Виноградов, Юрий Усачёв, Марк Серов и директор инжинирингового центра прототипирования высокой сложности Национального исследовательского технологического университета «МИСиС» Владимир Пирожков начали работать с 2012 года, создав его интерьер и экстерьер, вплоть до вариантов крепления теплоизоляционных панелей.
Косвенным подтверждением этих намерений стала состоявшаяся 20 февраля встреча главы Роскосмоса Дмитрия Рогозина с президентом Владимиром Путиным, где было заявлено, что Россия впервые за 45 лет возобновляет исследования Луны, и уже в октябре с космодрома «Восточный» намечен старт исследовательского аппарата «Луна-25».
– Убеждён, что нужно заниматься и лунными проектами, и марсианскими, и другими. Как инженер я знаю эти аппараты и понимаю, что каждый такой пуск – новый шаг в глобальном технологическом развитии, – подытожил эту часть разговора Павел Виноградов.

ЭНЕРГЕТИКА ВСЕЛЕННОЙ
– Меня часто спрашивают, остаёмся ли мы на лидирующих позициях в космосе. Думаю, что достаточно примитивно оценивать, кто из ведущих космических держав на данный момент впереди, образно говоря, «на полноса», потому что технологический уровень в этой сфере приблизительно одинаковый при совершенно разных объёмах финансирования. Данные показатели Китая, например, раз в 8-10 выше, но им это необходимо, чтобы за годы пройти путь, которым мы шли десятилетиями, и как можно быстрее сформировать мощную и очень специфическую инженерную школу, базу для дальнейшего рывка. У нас она есть, что позволяет делать вещи, которые пока не под силу никому, например, в части создания энергоустановок мегаваттного класса, – обратил внимание Павел Виноградов.
По его словам, несколько проектов уже воплощены «в железе» и отрабатываются на испытательных стендах. Создаваемые на их основе ядерные буксиры опять-таки связаны с полётами к Луне, Марсу и в дальний космос на практически неограниченное время.
– Таким образом, лидерство определяется не количеством пусков, а тем, что мы собираемся делать, и можем ли осуществить задуманное. Без энергетики в дальнем космосе однозначно делать нечего, здесь Россия безусловный лидер, – уверен Павел Владимирович. – Не буду грешить и на финансирование, бывает, что не все выделяемые средства мы успеваем освоить. Намного солиднее стали и зарплаты в отрасли. Во многом это способствует притоку молодых инженерных кадров. Но здесь есть и другая сторона медали: если раньше работали энтузиасты, увлечённые идеей, для которых заработок был вторичен, то сейчас некоторые молодые специалисты делают акцент именно на денежном содержании, и им, условно говоря, неважно, над чем работать – стиральной машиной или ракетой. Радует, что таких всё же меньшинство. И это хорошо, ведь мы летаем в космос не за золотом и полезными ископаемыми. Прежде всего, мы добываем знания для всего человечества. Кто оценит, сколько они стоят?
Павел Виноградов и водолазы Тихоокеанского флота – на отработке поисково-спасательных работ при приводнении космических аппаратов. ФОТО: ИЗ АРХИВА ПАВЛА ВИНОГРАДОВА
Тем временем

Свой профессиональный праздник Павел Виноградов встретит в Калуге, где в эти дни открывается вторая очередь Музея истории космонавтики имени Циолковского. «На родине учёного запланированы большие мероприятия с участием первых лиц государства. 12 апреля там откроется шикарный, наверное, один из лучших подобного рода музеев в мире. Надеюсь, что Всемирный день авиации и космонавтики в юбилейный год полёта Юрия Гагарина также не пройдёт мимо моих земляков», – передал привет северянам первый и пока единственный космонавт Чукотки.
Комментарии [0]

Для отправки комментария Вам необходимо войти или зарегистрироваться.

Новости

Общество

Новости

Чукотка

Котировки

знач. изм.
РТС 15:12 1579.39 0.7%
USD ЦБ РФ 18/05 73.8537 -0.1431
EUR ЦБ РФ 18/05 89.6584 0.0335

Погода

+27...+29 Москва
+22...+24 Екатеринбург
+28...+30 Нижний Новгород
+18...+20 Новосибирск
+21...+23 Пятигорск
+20...+22 Ростов-на-Дону
+24...+26 Санкт-Петербург
+17...+19 Симферополь
+18...+20 Хабаровск
0...-2 Анадырь
-1...+1 Беринговский
+1...+3 Билибино
0...-2 Лаврентия
+1...+3 Марково
-1...-3 Мыс Шмидта
+1...+3 Певек
0...-2 Провидения
-1...+1 Эгвекинот

Подписка