ПО КОМ ЗВОНИЛ ЭТОТ КОЛОКОЛ
07.05.2021

Григорий СУГРОБОВ
gazeta@ks.chukotka.ru
Почти каждая семья в России имеет родных – участников войны или тружеников тыла. Северяне – не исключение. Один из них, водитель аэропорта Певек Михаил Костенко, живёт в самом северном городе России. Прах его деда, который с 1942 года числился без вести пропавшим, нашли только десятки лет спустя. В 2004 году семья Костенко получила письмо о том, что останки бойца Красной армии Якова Костенко найдены под Санкт-Петербургом и перезахоронены на мемориальном кладбище в селе Малукса.

– Мой дед Яков Фёдорович Костенко родился в 1909 году на Кубани, – рассказал Михаил. – Точное место рождения неизвестно. Работал он в леспромхозе на валке леса. В декабре 1941 года был призван в армию Ирбитским комиссариатом Свердловской области из посёлка Красногвардейского. Служил простым красноармейцем, воевал в 771-й стрелковой дивизии на Волховском фронте.
Яков Костенко пропал без вести и, как выяснилось много позже, погиб в январе-феврале 1942 года, когда под Ленинградом шли тяжёлые бои, в ходе которых Красная армия пыталась снять блокаду.
– О том, что мой дед, скорее всего, погиб в 1942 году под Ленинградом, на станции Погостье, мы знали с детства, – продолжил Михаил Костенко. – Но официального подтверждения не было, поэтому всю жизнь наша бабушка сомневалась, что его нет в живых, и очень мало рассказывала о нём. Она так и умерла, не узнав правды. В 2004 году мы получили письмо из Санкт-Петербурга о том, что останки деда найдены и перезахоронены на мемориальном кладбище в селе Малукса. От этого села через одну остановку находится Санкт-Петербург.
С того момента мысль о том, что надо посетить его могилу, не отпускала нас. Но ситуация складывалась по-разному, и не было возможности съездить на поклон. Годы шли, и вот так получилось, что добраться до этого места смогла моя сестра Ольга. Случилось это нынешней зимой в предновогодние дни.
Сестра Михаила Ольга Смышляева вместе с родственниками отправилась в село Малукса на утренней электричке.
– В 10 утра стоим на станции Погостье. Тишина и туман, лишь где-то вдалеке лает собака, – говорит она. – Зная, что мы приехали на место боёв, осмотревшись, стало жутковато. Казалось, что там, за туманом, свистят пули и стонут раненые. До обратной электрички у нас было ровно 40 минут... Погода была плюсовая, плюс пять, и болота чавкали под ногами. Добравшись до небольшой деревни Малуксы, мы направились к мемориалу. Когда подошли к воротам, то увидели висящий колокол. Я не знала, в какую сторону идти, и почему-то не могла пройти мимо него. Поэтому довольно громко ударила в колокол и крикнула: «Дед, я иду к тебе!». И он услышал! Я не знаю как, но ноги сами привели меня к той плите, где выбиты в мраморе инициалы «Костенко Я. Ф.». Если принять во внимание, что мне уже далеко за пятьдесят, мой поступок можно назвать ребячеством, авантюрой. Но, я так думаю, всё было сделано для того, чтобы я туда приехала и нашла могилу деда.
Этим летом и сам Михаил Костенко планирует вместе со своей семьёй посетить мемориал и поклониться своему предку.
– Да, эта жестокая война принесла много потерь всему советскому народу и нашей семье тоже, – отмечает певекчанин. – Мне хочется, чтобы рассказ о деде стал ещё одной, пусть небольшой, но доброй вестью о том, что память наша вечна, а подвиг солдат Великой Отечественной войны бессмертен!
Справка «КС»
Мемориальный комплекс «Новая Малукса» находится в Ленинградской области. На его входе надпись: «Здесь захоронены воины Волховского и Ленинградского фронтов, погибшие в боях при защите Ленинграда, и увековечены части и соединения, насмерть стоявшие на этих рубежах в 1941 – 1944 гг.». В братской могиле покоятся 21 784 человека, из них 19 507 – известных, 2277 – неизвестных.