Вход для зарегистрированных

пользователей

 

Забыли пароль?
Общественно–политическая газета Чукотского АО

Новости

Чукотка

Опрос недели

КОГДА ЭКЗАМЕН СТАНОВИТСЯ ПРАЗДНИКОМ

Годовые отчётные концерты национальных коллективов, действующих на базе анадырского Дома народного творчества, проходят с 2004 года. В последние несколько лет эти выступления носят тематический характер, причём эти темы не повторяются. Так, предыдущее выступление называлось «Возвращение» и было посвящено проблеме алкоголизма. «Песня – это ты, танец – это я» рассказывал об особенностях эскимосской песни
в её науканском звучании. А концерт «Танец» участники ансамблей посвятили людям, стоявшим у истоков песенно-танцевальных ансамблей, сочинителям и мастерам национального хореографического искусства.
Самира АСАДОВА, Михаил ГЕРМАШОВ фото
asadova@ks.chukotka.ru

Артисты национальных коллективов «Атасикун»,
«Берингия» и «Энмэн» представили в анадырском Доме народного творчества результаты своей практической деятельности по воссозданию песенно-танцевальной традиции народов Чукотки 50–80-х годов прошлого века.
В своих выступлениях, объединённых в большой годовой отчётный концерт «Память», они постарались сохранить традиционное и авторское исполнение песен и танцев, оставленных предшественниками. Причём на этот раз акцент был сделан на горловом пении в различной технике исполнения.


НА ЖИВОЙ ПЕРЕДАЧЕ
Выступлению предшествовала кропотливая творческая и исследовательская работа, которой коллективы занимались весь предыдущий год, так что этот отчётный концерт стал для них настоящим экзаменом.
– Донести материал в его изначальном виде, восстановить древние произведения и многие вещи второй половины прошлого века, когда наблюдался расцвет песенно-танцевальной культуры на Чукотке, – задача не из лёгких, – рассказывает заведующая отделом национальной культуры народов Севера Дома народного творчества городского округа Анадырь Елена Тевлянкау. – В то время было много людей, хорошо знающих родные языки и культуру. Сейчас, к большому сожалению, у нас осталось совсем мало тех, кто является носителем этих знаний, и практически нет сочинителей, поэтому поддержка и возрождение культурного наследия, живая передача его молодым людям, желающим петь и танцевать в традиционном направлении, очень важна.
В этом плане, по словам Елены Михайловны, серьёзную работу проделали девушки из коллектива «Энмэн» под руководством Анны Гыргольгыргыной. Им удалось восстановить и продемонстрировать публике древний стиль горлового пения с элементами традиционной песни.

РАЗЛОЖИТЬ, СОБРАТЬ, ИСПОЛНИТЬ
– Анна всегда серьёзно занималась изучением техники и традиций национального пения. В своё время ей посчастливилось вживую поработать с Ириной Фёдоровной Кутгеут и Еленой Ивановной Нутекеу, которые поделились с ней своим мастерством и рассказали о разных техниках исполнения песен, –
продолжила Тевлянкау. – Например, на Чаун-Чукотке, откуда Анна Гыргольгыргына родом, она отличается от того, что можно услышать в Анадырском районе. У мейныпильгынских и хатырских чукчей пение более гортанное, равно как и во многих других сёлах восточного побережья.
Чтобы вникнуть во все особенности, изучить их, Анна Сергеевна раскладывала песни по тактам, по высоте звучания, затем эти вещи исполнялись, записывались и отправлялись в сёла, откуда был взят оригинал. Местные жители или авторы указывали на ошибки либо же подтверждали верность исполнения, после чего песни включались в репертуар.
Само собой, по словам специалиста, этому сопутствовала большая работа
с коллективом, нацеленная на то, чтобы та или иная песня звучала в новом варианте как можно более аутентично.
– Отрадно, что Анна Гыргольгыргына сейчас работает не только с известными мастерами, но и с молодыми начинающими исполнителями. У неё в группе «Энмэн» есть девушки с очень сильными голосами, которые с успехом справляются с новым материалом, – отметила Елена Михайловна. – Но это скорее исключение, проблема с традиционным вокалом есть, он постепенно теряется, исчезает. Почему-то все стараются показать себя в эстрадном жанре. Мы, конечно, приветствуем эстраду, но вместе с тем должны, просто обязаны сохранить и наше родное, очень красивое, уникальное пение. Думаю, что нашим руководителям на уровне округа нужно задуматься об этом, обратить внимание на воспитание профессиональной смены вокалистов и создание здоровой конкуренции между ними, как это было в 70–80-х годах прошлого века.
ПОЮЩИЙ ТЕАТР КАК ОРИЕНТИР
Как отметила Елена Тевлянкау, сейчас в национальные коллективы приходят достаточно много танцоров или людей, желающих танцевать, в то же время песенный компонент пропадает. Наглядный тому пример – ансамбль «Келет», славившийся своим хоровым горловым пением на эскимосском языке. К сожалению, коллектив сейчас уже не существует.
– Анна Сергеевна пыталась воссоздать эту технику, для которой характерны сложные приёмы, связанные с использованием голосовых связок. Однако это оказалось делом сложным, в первую очередь потому, что научиться ей попросту не у кого, – говорит Елена Михайловна. – А ведь раньше подобные песни были делом привычным и даже обыденным. Возьмём Сиреники. В этой местности был своеобразный поющий театр, когда женщины правой и левой сторон одного стойбища выходили и пели друг другу, например: «Какая ты красивая, работящая. – А ты рано встаешь и шьёшь хорошо», а потом они начинали мимикой, движениями показывать пороки каждой. Или же в Туманской тундре, где встречали друг друга не приветствием «Еттык», а песней.
В наше время музыкальный театр утрачен, его надо воссоздавать.
И всё же действительно здорово, когда сохранение и возрождение идёт на профессиональной основе, тем более когда из этого вытекает что-то новое, современное.

ВИБРАЦИЯ ДОБРОЙ СИЛЫ
Надо сказать, что в Дом народного творчества Анадыря приходят люди разных национальностей, у которых есть желание петь на чукотском языке.
– Да, это очень трудный путь, но мы рады всем, кто приходит и говорит: «Я хочу учить чукотский язык через песню». Это очень здорово, – заметила Тевлянкау. – Радует, что среди них очень много представителей молодёжи – нянечки, воспитатели, медсёстры, студенты. Те из них, кто преодолел боязнь сцены, показали на прошедшем концерте серьёзный уровень исполнения
А ведь многие из ребят ещё совсем недавно просто боялись выйти на сцену. Поэтому, по мнению Елены Михайловны, этот экзамен концертом коллективы сдали на «отлично». – Отзывы зрителей были замечательные, и я рада, что ребята смогли выполнить работу на самом высоком уровне, показав результаты сложнейшего процесса восстановления, казалось бы, утраченных танцев и песен, – добавила, завершая разговор, наша собеседница. – Своим талантом и трудом они показали и дали прочувствовать зрителю через танцы и песни уникальность культуры коренных народов Чукотки, передали вибрации доброй силы, которая позволяет выжить в самых суровых условиях.

Кстати

В процессе подготовки к отчётному концерту его участники провели целое исследование, посвящённое разновидностям бубна и особенностям его использования. У жителей северной части Чукотки диаметр ярара меньше, чем у южан. В свою очередь, южане окрашивают его охрой, чтобы придать красноватый оттенок. Да и звучат они по-разному, соответственно, и техника игры в каждом поселении своя. Палочки для игры тоже разные: выполненные из китового уса предназначены для исполнения в пологе яранги – звук получается тонкий, позволяющий слышать голос исполнителя, а простая обшитая мехом палочка предназначена для исполнения на улице во время праздников.
Комментарии [0]

Для отправки комментария Вам необходимо войти или зарегистрироваться.

Новости

Новости

Чукотка

Опрос недели

Котировки

знач. изм.
РТС 18:51 1136.5 -1.27%
USD ЦБ РФ 08/12 66.9227 0.185
EUR ЦБ РФ 08/12 76.0777 0.4706

Погода

-1...+1 Москва
-2...-4 Екатеринбург
0...+2 Нижний Новгород
-22...-24 Новосибирск
-1...+1 Пятигорск
+2...+4 Ростов-на-Дону
-1...-3 Санкт-Петербург
+5...+7 Симферополь
-19...-21 Хабаровск
-22...-24 Анадырь
-21...-23 Беринговский
-37...-39 Билибино
-12...-14 Лаврентия
-27...-29 Марково
-20...-22 Мыс Шмидта
-21...-23 Певек
-19...-21 Провидения
-14...-16 Эгвекинот

Подписка