ГОСОХРАНА ДЛЯ ПАМЯТНИКА
08.09.2017

timchenko@ks.chukotka.ru
По результатам проходившего в течение двух недель мониторинга объектов историко-культурного наследия Чукотки, который с 17 по 31 августа проводили специалисты ГАУ «Центр историко-культурного наследия Амурской области», несколько памятников археологии и культуры Чукотки будут включены в Единый государственный реестр объектов историко-культурного наследия. В число объектов, которые могут поставить на госохрану, попали стоянки древних людей в Анадырском районе, а также памятник Первому ревкому Чукотки.
ТОНКИЙ, ГЕК И РУССКАЯ КОШКА
Работа дальневосточных экспертов на Чукотке состояла из трёх больших этапов. Первый – это осмотр памятников, расположенных за пределами окружной столицы. Второй этап включал мониторинг исторических объектов в Анадыре. Наконец, третья часть работ будет выполнена специалистами до конца года в Благовещенске, где будет обработан весь полученный в ходе исследований материал и подготовлена необходимая документация.
– Осмотренные нами на первом этапе археологические памятники находятся относительно далеко от окружного центра – на мысе Гека два объекта, на косе Русская кошка – три, и ещё два – на мысе Тонком, – рассказывает директор Центра культурного наследия Амурской области Денис Волков.


В качестве примера можно привести работу археологов на мысе Гека, где находятся остатки жилищ людей периода раннего Средневековья. Добравшись на катерах до места, группа специалистов отправилась в пеший маршрут, буквально прочёсывая местность и фиксируя найденные объекты.
– Объекты – это участки местности, где под землёй находятся следы жизнедеятельности древнего человека, – поясняет Денис Волков. – В настоящее время они имеют вид углублений, которые археологи называют «жилищные западины». Когда жилище переставало существовать, обрушалось, в любом случае какие-то предметы, которыми человек пользовался, оставались. С течением времени на месте образовывалась ямка, углубление, где хранился этот культурный слой.
Кстати, по словам Дениса Волкова, на Чукотке сложилась очень интересная ситуация по сравнению с теми объектами, которые специалисты Центра обследовали на юге ДФО. Суровый северный климат (морской солёный воздух, отрицательные температуры на протяжении большей части года и вечная мерзлота) способствовали очень хорошей сохранности органики – кости, дерева, бивней. На территории Амурской области, на юге Дальнего Востока найти сохранившуюся кость или дерево VII-VIII веков – большая удача. На Чукотке же без проблем можно обнаружить ещё более древние артефакты.
– Кроме того, на Чукотке практически нет процессов почвообразования, так как здесь в основном мхи, – продолжает специалист. – Именно поэтому культурный слой залегает практически на поверхности. В некоторых жилищах, в которых древний человек хранил моржовые черепа, они обнаружены нами торчащими на поверхности. Это всё видно и легко фиксируется. А при исследовании на юге региона, чтобы дойти до культурного слоя, нужно снять как минимум 20–40 см почвы.
Такие различия очень впечатлили дальневосточных археологов. Безусловно, в теории они были знакомы с северной спецификой таких объектов, но действительность превзошла все их ожидания.
– При отработке двух объектов на мысе Гека нами был получен очень интересный археологический материал в шурфах, когда мы провели фотофиксацию, определили границы и с помощью квадрокоптера провели аэрофотосъёмку местности, – рассказал подробности Денис Волков. – В шурфах между жилищами были обнаружены фрагменты керамики, каменные скребло и нож, а также сделанная из мореного бивня моржа, специальным образом заточенная мотыга, к которой раньше крепилось деревянное древко.
На Русской кошке специалисты Центра обследовали три археологических памятника. Работа здесь была сложнее, поскольку точных привязок к местности у объектов не было.
Группе из пяти человек, в которую вошли сам Денис Волков, специалист по учёту памятников, геодезист-топограф и приглашённые к сотрудничеству студенты-геологи СВФУ, пришлось пройти пешеходным маршрутом, который составил порядка 25 километров.
– Если говорить о работе на Тонком мысе, то здесь всё складывалось проще, поскольку объекты имели детальные привязки к местности, – говорит археолог. – Мы их быстро нашли, отработали и собрали необходимые материалы.

В Анадыре специалисты Центра историко-культурного наследия Амурской области обследовали несколько объектов. Среди них – памятник Первому ревкому Чукотки, Дворец детского творчества, а также коса Александра.
– Неоспоримым памятником и объектом историко-культурного наследия является мемориальный комплекс имени Первого ревкома Чукотки в Анадыре, – отметил Денис Волков. – Мы сотрудничали с Музейным центром «Наследие Чукотки», где получили множество документов – акты эксгумации тел ревкомовцев, материалы о перезахоронении, сведения о скульпторах, изготовивших и сам памятник, и скульптурные фигуры. Считаю, что в дальнейшем обязательно будут утверждены границы мемориала, организована фактическая охрана объекта, который войдёт в Единый реестр объектов историко-культурного наследия.
Что именно даёт включение в Реестр? Во-первых, гарантию сохранения памятника и его границ. Во-вторых, возможность получения субвенций федерального центра на проведение мероприятий по обеспечению сохранности объектов. В свою очередь и регион получит основание для финансирования тех или иных мероприятий по памятнику.
А вот по остальным двум объектам – Дворцу детского творчества и косе Святого Александра – у дальневосточников остались вопросы.
– К сожалению, замечательный Дом пионеров, построенный на деньги со всей страны в 1974 году, уже не имеет тех конструктивных элементов, которые в тот период истории были применены. Тогда для его украшения были привезены витражи из Эстонии, отопительная система прибыла из Новосибирска, бетон везли из Владивостока, – говорит Денис Волков. – Но те же витражи, которые имели историческую ценность, уже в 1976-1979 годах были сняты, в дальнейшем заменены окна, а в 2015 году произведён капитальный ремонт и реконструкция здания Дома пионеров. Тем не менее окончательно статус этого объекта станет для нас ясен после камерального исследования всех документов.
Значительные изменения первоначального состояния и облика и у косы Святого Александра. Уровень её поднят настолько, что той площадки, на которую высадились первопоселенцы будущего Анадыря, уже не существует.
– Стоящие сейчас на косе здания 1950-х годов постройки исторической ценности, пожалуй, не представляют, – считает Денис Волков. – Склада торговца Свенсона, существовавшего в начале прошлого века, уже нет, от здания первой церкви, построенной на косе, тоже ничего не осталось. Поэтому вопрос по косе Святого Александра также остаётся открытым.