Вход для зарегистрированных

пользователей

 

Забыли пароль?
Общественно–политическая газета Чукотского АО

Спецпроекты "КС"

Новости

Чукотка

Опрос недели

СУДЫ ГОТОВЫ ЗАЩИТИТЬ ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ ПРАВА

Период избирательной кампании является горячей порой не только для избирательных комиссий разного уровня, органов власти и правопорядка, но и судов, которые обязаны обеспечить гражданину возможность оспаривания решений, нарушающих его избирательные права. О процессуальных особенностях судопроизводства по таким делам рассказала заместитель председателя суда Чукотского автономного округа Наталья КАЛИНИНА.

В соответствии с частью 3 статьи 3 Конституции Российской Федерации референдум и свободные выборы являются высшим непосредственным выражением власти народа.
Важнейшей гарантией реализации избирательных прав граждан является их защита, в том числе в судебном порядке.
Под избирательными правами граждан понимаются конституционное право граждан Российской Федерации избирать (активное избирательное право) и быть избранными (пассивное избирательное право) в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также право участвовать в выдвижении кандидатов, списков кандидатов, в предвыборной агитации, в наблюдении за проведением выборов, работой избирательных комиссий, включая установление итогов голосования и определение результатов выборов, в других избирательных действиях.
Судопроизводство по делам о защите избирательных прав граждан имеет ряд процессуальных особенностей, о которых я постараюсь рассказать в данной статье. 
В настоящее время судебная защита избирательных прав граждан осуществляется в порядке административного судопроизводства – в порядке, установленном главой 24 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Гражданин в порядке главы 24 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации имеет право оспаривать решения, действия и бездействие государственных и муниципальных органов, избирательной комиссии, должностного лица, но только в том случае, если были нарушены именно его избирательные права.
Например, гражданин вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании решения, действия (бездействия) участковой избирательной комиссии, связанных с установлением итогов голосования исключительнона том избирательном участке, на котором он принимал участие в соответствующих выборах, но не на других избирательных участках. Гражданин вправе оспаривать неправильность в списках избирателей или непредоставление возможности проголосовать на избирательном участке, но только в отношении самого себя.
Если в защиту избирательных прав гражданина обратится другое лицо, в принятии административного искового заявления к производству суда будет отказано. Исключение составляют случаи, когда гражданин  обращается в суд через представителя. При этом полномочия представителя на подачу административного искового заявления в суд должны быть указаны в доверенности, выдаваемой гражданином на имя представителя. 
Следует иметь в виду, что если гражданин решит осуществлять защиту с помощью представителя, то обязательным условием для допуска представителя к участию в административном деле является наличие у него высшего юридического образования.
Рассматриваются административные дела о защите избирательных прав граждан только судами общей юрисдикции. Ни мировые судьи, ни арбитражные суды такими полномочиями не наделены.
Подсудность таких дел определяется не только по территориальному принципу, согласно которому административные иски подаются в суд по месту нахождения административного ответчика, но и по уровню избирательной комиссии, действия (бездействие) или решения которой оспариваются.
Так, решения участковой избирательной комиссии обжалуются в районный суд, избирательной комиссии субъекта Российской Федерации – в суд субъекта, а Центральной избирательной комиссии Российской Федерации – в Верховный Суд Российской Федерации.
Подача административного иска с нарушением правил подсудности влечёт его возвращение административному истцу.
Административное исковое заявление, подаваемое в суд в защиту избирательных прав, должно отвечать общим требованиям, предъявляемым к исковым заявлениям.
В частности, административный иск должен быть составлен в письменной форме в разборчивом виде с указанием даты его подписания; должен содержать: наименование суда, в который подаётся административное исковое заявление, фамилию, имя и отчество административного истца, его место жительства или место пребывания, дату и место его рождения, номера телефонов, факсов, адреса электронной почты административного истца, наименование административного ответчика, место его нахождения, сведения о том, какие права, свободы и законные интересы лица, обратившегося в суд, нарушены, или о причинах, которые могут повлечь за собой их нарушение, содержание требований к административному ответчику и изложение оснований и доводов, посредством которых административный истец обосновывает свои требования и др. (статья 125 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
При подаче административного искового заявления в защиту избирательных прав гражданином должна быть уплачена государственная пошлина в размере 300 рублей, а подлинник квитанции об уплате государственной пошлины – приложенк иску. Вправе не уплачивать государственную пошлину только отдельные категории граждан, прямо указанные в Налоговом кодексе Российской Федерации: Герои Советского Союза и Герои Российской Федерации, инвалиды Iили IIгруппы. В этом случае к административному иску прилагаются документы, подтверждающие право лица на освобождение от уплаты государственной пошлины.
Несоблюдение установленных процессуальных требований к форме и содержанию административного искового заявленияявляется основанием для оставления его без движения с предоставлением истцу времени для устранения недостатков. Если недостатки не исправляются в установленный срок, административный иск считается неподанным и возвращается подавшему его лицу.
Немаловажным обстоятельством при рассмотрении административных дел о защите избирательных прав граждан является соблюдение срока подачи административного искового заявления в суд.
В основном, такой срок составляет 3 месяца со дня, когда административному истцу стало известно или должно было стать известно о нарушении его избирательных прав, но по отдельным категориям дел Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации установлены сокращённые сроки подачи исков (статья 240).
Например, административное исковое заявление об отмене решения избирательной комиссии об итогах голосования может быть подано в суд в течение десяти дней со дня принятия решения об итогах голосования.
Пропуск срока на подачу заявления не является основанием для отказа в принятии административного иска к производству суда, но в случае, если уважительных причин для пропуска не имелось, в удовлетворении административного искового заявления будет отказано.
Кроме того, по некоторым категориям административных дел о защите избирательных прав граждан пропущенные сроки подачи заявления не подлежат восстановлению ни при каких условиях, даже при наличии уважительных причин их пропуска. К такой категории, в частности,относится вышеуказанное дело об отмене решения избирательной комиссии об итогах голосования.При пропуске десятидневного срока на подачу административного иска в суд по такому делу в удовлетворении административных исковых требований в любом случае будет отказано.
Об особом статусе административных дел о защите избирательных прав свидетельствует установление сокращённых сроков их рассмотрения судом.
Так, например, административное исковое заявление о защите избирательных прав, поступившее в суд в период избирательной кампании до дня голосования, должно быть рассмотрено и разрешено в течение пяти дней со дня его поступления, но не позднее дня, предшествующего дню голосования, а заявление, поступившее в день, предшествующий дню голосования, в день голосования или в день, следующий за днем голосования, - немедленно (статья 241Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).Только в случае, если факты, содержащиеся в административном иске, требуют дополнительной проверки, его рассмотрение может быть продлено до десяти дней со дня подачи.
При этом с целью соблюдения установленных сроков и своевременной защиты избирательных прав граждан по данной категории дел в период избирательной кампании разрешается рассмотрение административных дел в выходные или нерабочие праздничные дни, в связи с чем в судах в период избирательной кампании организуется дежурство судей.
Сокращённые сроки установлены процессуальным законодательством и для изготовления мотивированного решения судом первой инстанции, и для рассмотрения судом апелляционной инстанции апелляционной жалобы на решение нижестоящего суда в период избирательной кампании (статьи 244, 305 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации)
Так как административные дела о защите избирательных прав граждан имеют особое значение, поскольку затрагивают конституционные политические права граждан, в рассмотрении каждого дела принимает участие прокурор.
Указанные процессуальные особенности рассмотрения данных административных дел способствуют наилучшемуи оперативномуобеспечению права граждан на судебную защиту их избирательных прав.
Комментарии [0]

Для отправки комментария Вам необходимо войти или зарегистрироваться.

Новости

Спецпроекты "КС"

Новости

Чукотка

Опрос недели

Котировки

знач. изм.
РТС 14:04 1133.8 0.8%
USD ЦБ РФ 19/09 67.7519 -0.4439
EUR ЦБ РФ 19/09 79.1749 -0.1846

Погода

+21...+23 Москва
+15...+17 Екатеринбург
+13...+15 Нижний Новгород
+12...+14 Новосибирск
+22...+24 Пятигорск
+23...+25 Ростов-на-Дону
+21...+23 Санкт-Петербург
+22...+24 Симферополь
+11...+13 Хабаровск
+9...+11 Анадырь
+12...+14 Беринговский
+1...+3 Билибино
+7...+9 Лаврентия
+8...+10 Марково
+3...+5 Мыс Шмидта
+6...+8 Певек
+8...+10 Провидения
+6...+8 Эгвекинот

Подписка