Вход для зарегистрированных

пользователей

 

Забыли пароль?
Общественно–политическая газета Чукотского АО

Спецпроекты "КС"

Новости

Чукотка

Опрос недели

БЛИЦ ДЛЯ КОСМОНАВТА

КОСМИЧЕСКАЯ ОДИССЕЯ КОСМОНАВТА № 87. В четверг, в День космонавтики, в Музейном центре «Наследие Чукотки» открылась выставка, посвящённая почётному гражданину Анадыря, 87-му космонавту России, трижды побывавшему в долгосрочных экспедициях на орбите, Павлу Виноградову. Экспозиция рассказывает о биографии единственного космонавта Чукотки и даёт возможность посетителям почувствовать себя покорителем Вселенной, примерив настоящий полётный шлем и изучив модели космических аппаратов. Кроме того, на выставке представлены материалы из коллекций, переданных в фондовое собрание музея самим Павлом Виноградовым: фотографии, предметы, побывавшие в космосе, сменный комбинезон и личные эмблемы лётчика-космонавта, а также газетные статьи о его полётах, исследовательской деятельности и поездках на малую родину. Работать выставка будет до августа, вплоть до момента празднования 65-летия нашего заслуженного земляка.
Антон ЛОБАНОВ
anton@ks.chukotka.ru

За 15 лет общения газеты с выпускником анадырской школы № 1 лётчиком-космонавтом Героем России Павлом Виноградовым редакция «КС» получила немало писем от северян с вопросами, адресованными знаменитому земляку. На многие из них он ответил непосредственно с борта Международной космической станции в 2006 и 2013 годах в рамках нашего совместного проекта «Вести с орбиты». Однако обращения продолжали поступать, поэтому наиболее часто задаваемые вопросы мы обобщили и попросили Павла Владимировича ответить на них во время очередного разговора, состоявшегося накануне Дня космонавтики.


СПАСИБО РОДИТЕЛЯМ
– Павел Владимирович, первый полёт на станцию «Мир» в 1997 году вы совершили в уже достаточно зрелом возрасте, а в следующих экспедициях стали самым возрастным командиром экипажа МКС, отметив на её борту 60-летие, а также единственным землянином, работавшим в этом возрасте в открытом космосе. Как это стало возможным и не собираетесь ли вы вновь отправиться на орбиту?
– Да, впервые я полетел в космос лишь в 44 года, причём в экипаж был зачислен благодаря стечению ряда обстоятельств, хотя мечта о космосе не покидала меня на протяжении всей жизни. К тому моменту мне уже пришлось принять участие в ряде проектов, в том числе по реализации программы корабля многоразового использования «Буран» и тяжёлой ракеты-носителя «Энергия». Занимался испытаниями на переносимость нагрузок, в том числе на себе. И вот в один прекрасный момент руководитель программы сказал: «Я тебя рекомендую госкомиссии, но надо сдать около 150 экзаменов за четыре месяца». В результате всё получилось.
Впервые стартовать нам с командиром экипажа Анатолием Соловьёвым пришлось в тяжёлый момент. В 1997 году, как раз накануне экспедиции, произошло серьёзное столкновение грузового корабля «Прогресс» со станцией «Мир», оказался разгерметизирован один из самых мощных научных модулей. Нам поставили задачу – восстановить станцию. Это были суровые дни. Температура внутри станции достигала 35–37 градусов жары, влажность под 70 %, спать было невозможно. Даже посещала подленькая мысль: «Не выдержу». Но затем взял себя в руки, отогнал неуверенность, работа была сделана (за тот полёт Павел Виноградов был удостоен звания «Герой России». – Прим. ред.).
Мы и сейчас в отряде постоянно учимся, ведь техника быстро совершенствуется. Существует правило: если человек три года не работал по специальности, какую бы должность он ни занимал, сколько бы полётов ни совершил, всё нужно сдавать сначала. При этом у космонавтов нет строго фиксированного верхнего предела по возрасту. Если выполняешь нормативы, проходишь медицину и спорткафедру – можешь смело участвовать в отборе. Поэтому я и сегодня дружу со спортом, поддерживаю форму, хотя в состав ближайших экипажей я пока не включён. А вообще, за то, что удалось совершить три длительных полёта, спасибо родителям, давшим хорошее здоровье.
– Не связаны ли возрастные рекорды, которые показывают наши космонавты, с нехваткой молодых специалистов в отрасли?
– Отнюдь. Только в прошлом году в Центр подготовки космонавтов имени Гагарина поступило порядка 400 заявок, что на 20 % больше, чем пятью годами ранее.
Впрочем, работы полно и на Земле, даже для тех специалистов, кто по здоровью не проходит для зачисления в отряд космонавтов. Сегодня в отрасль пришло много очень хорошей молодёжи, специалистов даже приходится отбирать по конкурсу. Многие приходят непосредственно на производство, что ещё пять–семь лет назад казалось невероятным. Сейчас у нас практически полностью обновился технологический парк завода, он пополнился новыми агрегатными станками, обрабатывающими центрами, которые требуют высочайших знаний. На них работают не просто рабочие-станочники, как раньше, а инженеры экстракласса. Ну а непосредственно полёты – лишь верхушка этого большого космического айсберга.

ЗАЧЕМ НАМ ЛУНА И МАРС?
– Руководство Роскосмоса озвучило, что наш первый пилотируемый полёт на Луну должен состояться в 2031 году, затем на очереди Марс. Зачем нам это надо, тем более что данные программы стоят астрономических средств?
– Делать прогнозы относительно сроков – дело неблагодарное, однако мы действительно не сбрасываем со счетов лунные и марсианские программы, более того, на одном из совещаний с руководством отрасли президент поставил совершенно чёткие задачи в этом отношении. Проекты разрабатываются, ряд агрегатов и узлов систем марсианского корабля и лунной базы уже проходят лётные испытания, по ним нарабатывается статистика – в общем, идёт тихая, нерекламная работа. В любом случае всё будет делаться по мере готовности, мы не рвёмся кого-то удивлять.
На самом деле вокруг Луны работает пять хороших автоматических станций, на самом спутнике Земли действуют луноходы, которые решают уникальные задачи. Благодаря им сделана полная 3D-картография Луны, и мы знаем там почти каждый камушек. На них установлены уникальные российские приборы, передающие ценнейшую информацию. Но об этом почему-то никто не говорит, впрочем, мы особо и не обижаемся.
А вообще, долететь до Луны не является для нас самоцелью. Прежде всего, это отработка техники, которая позволит отрасли развиваться дальше и даже даст возможность совершенствовать технологии защиты Земли от метеоритных атак, ведь сначала опасность надо обнаружить, а значит, нужны соответствующие форпостные станции. Чем дальше они будут расположены, тем выше будет возможность реагирования на непрошеного гостя из космоса.
– Как в связи с этим вы относитесь к заявлениям главы американских компаний Space-X и «Тесла» Илона Маска о намерении отправить в 2025 году пилотируемую экспедицию на Марс?
– Мы тоже умеем фантазировать и, поверьте, делаем это не хуже уважаемого Илона Маска. Но, к сожалению, реализация этих фантазий не столь быстрая, как всем нам хотелось бы. Конечно, ни к какому 2025 году он не полетит на Марс, это совершенно очевидно, по крайней мере, инженерам и техническим специалистам, тем, кто умеет проектировать и запускать ракеты.
Гораздо интереснее и реалистичнее другой его проект по запуску тяжёлой ракеты-носителя «Фалкон» с возвращающейся ступенью, хотя и здесь возникает масса вопросов. Например, нам не до конца понятно, зачем недавно этой ракетой, которая, как заявляется, рассчитана на вывод многих десятков тонн груза на орбиту, в космос был отправлен дорогущий, но совсем не тяжёлый автомобиль «Тесла», в результате ракета полетела практически пустой. Обычно, когда идут первые пуски носителей, имитируется их полная нагрузка, они заряжаются свинцом и прочим железом, но уж никак не двухтонной машиной. Так что, скорее всего, это очередной пиар-ход Маска, призванный привлечь инвесторов и отвлечь от проблем самой компании «Тесла», находящейся на грани банкротства. Да и возвращаемая ступень вновь потерпела катастрофу и не смогла вернуться на платформу в Тихом океане. Ничего страшного в этом нет: человек учится, набивает шишки – это нормальный процесс отработки любого аппарата. Ну а развернувшееся вокруг данного события чисто американское рекламное шоу на уровне бразильского карнавала рассчитано на неискушённого обывателя.
Зная, что Павел Виноградов и его экипаж являются страстными футбольными болельщиками, в 2006 году первый бразильский космонавт Маркус Понтес (слева) организовал сеанс связи с МКС с участием звёзд испанской «Барселоны». ФОТО: ИЗ АРХИВА ПАВЛА ВИНОГРАДОВА
ПО БРАЗИЛЬСКОЙ СИСТЕМЕ
– Павел Владимирович, в своих интервью вы не раз говорили, что являетесь большим поклонником футбола. Значится ли в ваших планах посещение матчей чемпионата мира по футболу, который пройдёт в этом году в России?
– Очень на это рассчитываю. Хотелось бы побывать на играх сборной Бразилии, с некоторыми игроками знаком лично (хотя болеть, конечно, буду за Россию). В 2006 году у меня наладились тёплые отношения с футболистами испанской «Барселоны». Тогда в составе нашего 13-го экипажа на МКС работал первый бразильский космонавт Маркус Понтес, которого на родине называют бразильским Гагариным. В один из дней после его возвращения на Землю на связь с нами вышел американский центр управления в Хьюстоне. На мониторе появился Маркус и звёзды «Барсы», включая бразильца Рональдиньо: зная, что мы страстные болельщики, они решили преподнести нам такой сюрприз. Общение было замечательным, в завершение спортсмены подарили нам футболки клуба с нашими именами, а когда мы приземлились, нам их торжественно вручили.
Это было символично и подтвердило правильность наших общих убеждений: разногласия между государствами очень мешают. В космосе, откуда одним взглядом можно окинуть всю планету, это осознаёшь как нигде ещё, заставляя предельно внимательно относиться друг к другу, к общему делу, ведь от действий одного зависит судьба всех. Хочется, чтобы и на Земле это тоже понимали со всей ответственностью.
Комментарии [0]

Для отправки комментария Вам необходимо войти или зарегистрироваться.

Новости

Спецпроекты "КС"

Новости

Чукотка

Опрос недели

Котировки

знач. изм.
РТС 18:51 1146.85 0.77%
USD ЦБ РФ 27/04 62.6027 0.8533
EUR ЦБ РФ 27/04 76.1812 0.8531

Погода

+4...+6 Москва
-1...+1 Екатеринбург
+6...+8 Нижний Новгород
+1...+3 Новосибирск
+12...+14 Пятигорск
+10...+12 Ростов-на-Дону
+1...+3 Санкт-Петербург
+11...+13 Симферополь
+5...+7 Хабаровск
-5...-7 Анадырь
-2...-4 Беринговский
-7...-9 Билибино
0...-2 Лаврентия
-6...-8 Марково
-8...-10 Мыс Шмидта
-9...-11 Певек
0...-2 Провидения
+1...+3 Эгвекинот

Подписка