Вход для зарегистрированных

пользователей

 

Забыли пароль?
Общественно–политическая газета Чукотского АО

Новости

Чукотка

Опрос недели

ОТВЕЧАЕТ ГУБЕРНАТОР

Антон ЛОБАНОВ
anton@ks.chukotka.ru

Последние недели оказались весьма богаты на события, так или иначе связанные с вопросами дальнейшего социально-экономического развития Чукотки. В их числе – прошедшая на территории округа VI Международная встреча стран Арктического совета, участие нашей делегации во II Восточном экономическом форуме, первая рабочая поездка в регион министра связи и массовых коммуникаций РФ. О некоторых итогах этих мероприятий, а также реализуемой Правительством округа экономической политике и возможных путях решения наиболее волнующих северян проблем журналисты окружных СМИ поговорили с губернатором  Чукотского АО Романом КОПИНЫМ.


ДИВЕРСИФИКАЦИЯ СНИЗИТ РИСКИ
– Роман Валентинович, как вы оцениваете состояние дел в экономике региона и какие направления работы в этой сфере считаете приоритетными?
– Начнём с того, что округ за последние пять лет серьёзно нарастил экономическую базу. Только за последние три года она увеличилась почти в два раза. Это значит, что Чукотка стала зарабатывать деньги. Так, если ещё в 2014 году доходная часть бюджета региона составляла около 10 млрд руб., то сегодня мы зарабатываем порядка 15-16 млрд руб. И это при том, что расходы бюджета растут. Однако доля собственных доходов растёт ещё быстрее, то есть регион становится менее зависимым от дотаций, его налоговый потенциал укрепляется.
Всё это позволяет обеспечивать выполнение всех принятых регионом социальных обязательств, не допускать задержек в выплате зарплат и пособий, срывов в расчётах за топливо, продовольствие, доставку грузов. Кроме того, немаловажно, что это дало возможность Чукотке сократить свою долговую нагрузку со 100 с лишним процентов до 85-90 %. Наша задача и дальше идти по этому пути. Таким образом, мы стараемся сбалансированно проводить свою экономическую политику и обеспечивать выполнение всего, что запланировано.
Вместе с тем следует признать, что мы сильно зависим от мировой цены на золото, в меньшей степени – на серебро. Нельзя сказать, что такая экономика, несмотря на все положительные результаты, очень устойчива, и если завтра ситуация в этой сфере будет меняться, мы, конечно, это почувствуем. Поэтому работа Правительства нацелена на то, чтобы снизить подобные риски. Нам нужно не только готовить другие «золотые» проекты к реализации и эксплуатации, но и работать в сфере энергетики, снижения тарифов, запуска новых недропользовательских проектов по меди, редкоземельным металлам, углю, что ведёт к большей устойчивости региональной экономики. Это наша стратегия, наш осознанный выбор.
– Насколько режим ТОР «Беринговский» содействует диверсификации экономики и удовлетворены ли вы динамикой прихода туда новых резидентов?
– Содействует, и в немалой степени. Радует, что ТОР включает в себя не только угольные проекты по разработке Беринговского каменноугольного бассейна. Например, недропользователи Канчалано-Амгуэмской площади пересмотрели планы развития своего предприятия и на недавно прошедшем во Владивостоке II Восточном экономическом форуме стали резидентами ТОР «Беринговский». Уже обозначены сроки реализации проекта – 2018–2019 годы. Так что, если бы не было режима ТОР, благодаря которому экономические параметры проекта улучшились, мы шли бы к этому гораздо дольше.
Что же касается угольных проектов, то здесь следует учитывать, что, помимо непосредственной разработки месторождений, они позволяют формировать вокруг себя транспортную инфраструктуру, обеспечивать загруженность и развитие различных предприятий, авиации, морских портов, перевозчиков. От этого экономика региона становится более стабильной.
Безусловно, хотелось бы большей динамики по запуску новых проектов, особенно таких масштабных, как угольные. И может даже показаться, что здесь наблюдается некоторая потеря темпа, однако следует помнить, что сейчас, когда рынок сырья переживает не самое лучшее время, ни один проект по углю на Чукотке не свёрнут. Более того, с четвёртого квартала текущего года начнутся первые поставки угля на внутренний рынок округа, и это при том, что прошёл всего год с момента создания режима территории опережающего развития. Соседним регионам этот проект тоже может быть интересен, в этом году первые партии беринговского угля пройдут в Магадане пробное сжигание. В принципе, всё это позволяет говорить, что мы достигли неплохих результатов.
В целом, на мой взгляд, с задачей по созданию нового механизма развития территории, стимулирующего компании к инвестициям в новые проекты, ТОР справляется вполне успешно. Не случайно малый и средний бизнес тоже начал смотреть на этот режим более внимательно. Может быть, у них пока не так быстро получается и эффект от их деятельности не так заметен, но это всё равно помогает бизнесу более оптимистично и уверенно строить свои планы на будущее. В немалой степени этому способствует и создание такого инструмента содействия, как Фонд развития Чукотки, который сопровождает проекты на качественно ином уровне.
– Ещё одним из инструментов развития регионов ДФО призван стать так называемый «дальневосточный гектар». Может ли он являться таковым в условиях Чукотки?
– Вполне, ведь граждане могут использовать землю в самых разных целях, в том числе для обеспечения собственной занятости, ведения бизнеса. Другое дело, что земли, потенциально интересные нашим жителям, находятся в режиме «нельзя» – большая часть из порядка 30 поступивших заявок связана с предоставлением «дальневосточного гектара» на юге Анадырского района, где находится ТОР. Мы видим это несоответствие и считаем важным и справедливым его устранить, для чего рассматривается возможность открыть для «дальневосточного гектара» какое-то количество земель сельхозназначения и лесного фонда.

КАЖДОМУ СВОЁ
– Способен ли в складывающихся экономических условиях наш регион заинтересовать новые крупные компании?
– Думаю, да. Так, одним из заметных событий последнего времени стал приход к нам компании «Газпромнефть-Аэро» – крупного профессионального участника рынка поставки топливных ресурсов. Для нас это означает, что госпредприятие «Чукотснаб» и Правительство региона освобождаются от не совсем свойственных им функций по обеспечению топливом самолётов.
Кроме того, это является известным знаком качества работы региона. До определённого времени крупные участники серьёзно не рассматривали рынок Чукотки как интересный и перспективный. Но сейчас, с учётом планов развития, начатых и готовящихся к реализации проектов, нам удалось привлечь крупную федеральную компанию в топливный комплекс региона.
Таким образом, завозом топлива для самолётов будет заниматься профессиональный игрок. Это позволит нам сконцентрироваться на решении других важных вопросов, оставив профессионалам их поле деятельности. Мы и дальше будем продолжать политику сокращения присутствия в тех секторах, работу в которых могут выполнять профессиональные игроки.
– Не так давно мы принимали на Чукотке участников очередного Арктического совета. Что дало региону участие в мероприятиях, прошедших в его рамках?
– В первую очередь мы ждём решения вопросов по морскому порту Певек, его пора приводить в соответствие с нынешними экономическими реалиями, иначе он не справится с растущими объёмами грузоперевозок. Уже сейчас порт работает на экспорт в режиме 140-150 тысяч тонн только золотого концентрата. А первый медный концентрат с месторождения Песчанка по предварительной оценке составит уже 450-650 тысяч тонн. Это совершенно иные нагрузки, и инфраструктуру к этому нужно готовить.
Все вопросы, связанные с завершением разработки проекта реконструкции аэропорта Певек, были решены в конце 2015 года после поручений полномочного представителя Президента РФ в ДФО Юрия Трутнева. В конце 2015 года по проекту получено положительное заключение Главгосэкспертизы. В настоящее время нужно дождаться включения реконструкции аэропорта в соответствующую федеральную программу, что будет зависеть от возможностей федерального бюджета.
Многое стало понятным и по энергетике. В частности, на строительстве береговой инфраструктуры для плавучей атомной станции в Певеке появился подрядчик, который строил порт Сабетта и понимает, что такое работа в Арктике. Ну и, конечно, критически важным становится решение, касающееся реконструкции аэропорта Певек. Вопросы, связанные с проектом, после поручений полномочного представителя Президента РФ в ДФО Юрия Трутнева решены, и в конце  2015 года получено положительное заключение Главгосэкспертизы. Сейчас осталось попасть в федеральную программу, что будет зависеть от возможностей федерального бюджета. Но если говорить о приоритетных направлениях нашей деятельности применительно к аэропортам Чукотки, то Певек, безусловно, номер один.
– Кстати, что касается Певека, то его жители продолжают задавать вопросы о сроках завершения работ на плотине. Когда следует ждать окончательного решения проблемы водоснабжения города?
– Плотина, как уже говорилось, будет готова до конца года. Вода же в необходимом количестве появится с будущего года, когда водохранилище наполнится в период паводка.
Замечу, что Певек не единственный населённый пункт округа, испытывающий подобные проблемы. В рамках программы «Чистая вода» в работе или в стадии решения находятся ещё несколько проектов, в частности по Ваегам, Беринговскому, Марково, Лаврентия, Уэлену. У нас есть план, согласно которому мы дойдём до каждого села.

БОЛЬШЕ  ХОРОШИХ  НОВОСТЕЙ
– Жителей округа традиционно волнуют вопросы авиасообщения с другими регионами и стоимости перелётов. Есть ли подвижки на этом направлении?
– Для Чукотки рыночный тариф на авиаперевозки выглядит завышенным. В связи с этим, считаю, нельзя оценивать наш регион исключительно через рынок. Для таких регионов, как Чукотка, равно как и других субъектов Дальнего Востока, очевидное решение – это «плоский» (единый фиксированный на всю глубину бронирования и продажи) тариф. Так, Аэрофлот в этом году уже летает по некоторым дальневосточным направлениям с «плоским» тарифом, но Чукотка пока, к сожалению, в этот список не попала. Считаю, что над этим нужно продолжать работать и добиваться нужных решений.
– А прорабатывается ли вопрос о включении всех граждан, а не только детей, студентов и пенсионеров в программу субсидирования полётов в отпускной период, как об этом говорилось ранее?
– Если мы об этом не говорим сейчас, это не означает, что об этом все забыли и всех устраивает сложившаяся ситуация. Помимо работы с авиакомпаниями, мы поднимаем этот вопрос в Госдуме, Совете Федерации и Правительстве РФ. Пока мы не вышли на конкретные решения, но думаю, что мы добьёмся этого.
– Ещё одна проблема, постоянно поднимаемая северянами, связана с качеством и стоимостью связи, в первую очередь Интернета. Есть ли вероятность того, что она хотя бы частично будет снята в ближайшее время?
– Над решением этого вопроса мы давно работаем, это наша стратегическая цель.
Да, Чукотка на сегодняшний день осталась единственным субъектом, куда не пришёл оптоволоконный кабель. Поэтому сейчас рассматривается два сценария: либо протянем кабель по дну из Петропавловска-Камчатского до Анадыря, либо увяжем эти работы с планами развития энергетики региона и проведём его через линию электропередачи (энергомост) из Магаданской области сначала на Западную Чукотку.
В любом случае оптоволокно – это пусть не такое отдалённое, но всё-таки будущее, с горизонтом реализации в 2019–2020 годах. Пользоваться же Интернетом мы все хотим уже сейчас. Помочь здесь может увеличение объёма спутникового ресурса. В настоящее время уже можно говорить о том, что решена проблема дефицита трафика, есть спутник, который улучшил ситуацию по связи на Севере и Дальнем Востоке. Плюс к этому с осени высвобождается дополнительный ресурс, занимаемый Магаданом и Камчаткой, куда пришло оптоволокно. Кроме того, на самой Чукотке создана необходимая техническая инфраструктура – есть соответствующие объекты РТРС, сотовых операторов, АРСа и Ростелекома. Так что, по большому счёту, препятствий у нас не осталось, и в течение нескольких месяцев задача кратного увеличения объёмов спутникового ресурса для Чукотки решаема. Но для начала нужно оценить свои возможности и прийти к соглашению с профильным министерством. В этом отношении недавний визит на Чукотку главы Минкомсвязи Николая Никифорова был крайне полезен, поскольку на важные темы необходимо разговаривать не только в Москве или на полях экономических форумов, а искать решение проблем региона на месте.
– Роман Валентинович, можно ли ваши слова понимать как анонс аналогичных рабочих поездок на Чукотку?
– Отчасти да. Мы выходим на реализацию энергетической стратегии региона, и думаю, в ближайшее время можно будет готовиться к визиту энергетиков разного уровня. Задачи и повестки могут быть самые разные, начиная от символической закладки первой сваи береговых сооружений плавучей атомной теплоэлектростанции в Певеке до начала осуществления проекта по прокладке линий электропередачи для новых потребителей. В общем, сейчас всё Правительство округа работает над тем, чтобы хороших новостей у нас было как можно больше.
Глава региона уверен, что Чукотке нужно не только готовить другие «золотые» проекты к реализации и эксплуатации, но и работать  в сфере энергетики, снижения энерготарифов, а также запуска новых недропользовательских проектов по меди, редкоземельным металлам, углю. Это приведёт к диверсификации и, соответственно, большей устойчивости региональной экономики.
Комментарии [0]

Для отправки комментария Вам необходимо войти или зарегистрироваться.

Новости

Новости

Чукотка

Опрос недели

Котировки

знач. изм.
РТС 18:50 1350.69 -0.64%
USD ЦБ РФ 20/07 62.8666 0.038
EUR ЦБ РФ 20/07 70.7941 0.1873

Погода

+14...+16 Москва
+19...+21 Екатеринбург
+14...+16 Нижний Новгород
+12...+14 Новосибирск
+21...+23 Пятигорск
+19...+21 Ростов-на-Дону
+14...+16 Санкт-Петербург
+17...+19 Симферополь
+24...+26 Хабаровск
+13...+15 Анадырь
+15...+17 Беринговский
+7...+9 Билибино
+8...+10 Лаврентия
+9...+11 Марково
+4...+6 Мыс Шмидта
+2...+4 Певек
+10...+12 Провидения
+7...+9 Эгвекинот

Подписка