НЕ ДОЛЕТЕВШИЙ ДО ПОБЕДЫ
03.12.2015

zibert@ks.chukotka.ru
Анадырские геологи передали Музейному центру «Наследие Чукотки» обломки самолёта времён Великой Отечественной войны. Корреспондент встретился с геологами Дианой Ленских и Игорем Гульпой, которые были непосредственными участниками группы, сделавшей ценную историческую находку во время работы в Иультинском районе Сеутаканской поисковой партии.
ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННО ВЕРНУЛИСЬ
Первой обломки американского военно-транспортного самолёта в первых числах сентября нашла Диана.
– Они хорошо выделялись на склоне горы Катастрофной (около 150 км от Эгвекинота. – Прим. авт.), на противоположной стороне которой у нас проходил поисково-съёмочный маршрут, – рассказывает девушка.
О самолёте Диана сообщила коллегам, которых эти сведения заинтересовали.
– Мы сначала съездили на место крушения с вездеходчиком Дмитрием Перекрёстовым, – присоединяется к разговору Игорь. – Он – любитель техники, всем интересуется, в том числе авиацией. Приблизительно оконтурили ареал рассеивания обломков, обозначили место, где, скорее всего, произошло столкновение самолёта с землёй. Почти сразу же удалось установить марку самолёта по табличкам с приборов – «Дуглас С-47».

Во время детального осмотра геологи нашли много деталей оборудования, различные личные вещи членов экипажа. Всё это было хорошо заметно, благодаря тому, что поверхность склона Катастрофной практически лишена почвенного покрова и покрыта голым щебнем.
– Я думаю, если бы поисковые работы вели специалисты, не ограниченные временем, то они нашли бы ещё больше предметов, – уверенно продолжает Игорь Гульпа.
Будущие экспонаты сначала были вывезены в Эгвекинот, а затем доставлены в Анадырь теплоходом, после чего переданы Музейному центру «Наследие Чукотки».
Геологи признаются, что не ожидали такой восторженной реакции музейных работников. Более того, изначально члены Сеутаканской партии даже не были уверены, что их находка будет востребована в музее.
– Нам очень приятно, что это оказалось интересно не только для нас, – признаётся Игорь Гульпа. – Для нас же это – потрясающее ощущение прикосновения к истории.

Собеседник «КС» показывает фотографии, на которых видно, что на задних поверхностях элементов самолёта даже сохранились надписи химическим карандашом, которые делали рабочие или инженеры завода, где его выпустили. Всё выглядит потрясающе свежим, как будто это происходило не 70 лет назад, а гораздо позже.
Участники истории с находкой сошлись во мнении, что о месте этой катастрофы было известно уже во времена Великой Отечественной войны. На карте, изданной в 1947 году, гора уже обозначена как Катастрофная, а так как в те годы гражданский транспорт был слабо развит, скорее всего, это название связанно именно с воздушной трассой АлСиб. Кстати, приблизительно в 100 км от Анадыря тоже есть гора с таким трагическим названием.
Видно, что судьба воздушного судна по-настоящему заинтересовала геологов. Игорь Гульпа не только составил подробный рапорт с описанием места крушения, опись предметов, но и карту с обозначением маршрута самолёта, предполагаемым местом его крушения, ареалом рассеивания обломков.
Среди находок геологов есть костные фрагменты. Проведённая экспертиза подтвердила, что это человеческие останки. Возможно, их даже получится идентифицировать, если провести генетическую экспертизу.
Впрочем, Игорь Гульпа уже проделал определённую поисковую работу, чтобы установить имена экипажа потерпевшего крушение воздушного судна. В Интернете им обнаружена требующая проверки информация о том, что самолёт пилотировался экипажем 8-го транспортного полка 1-й Краснознамённой перегоночной авиадивизии ГВФ и потерпел крушение 29 мая 1943 года при снижении в плотной облачности. Его экипаж – старший лейтенант Евгений Спиридонов (командир корабля), бортовой авиатехник Константин Кожухов и бортрадист Александр Пехота.
Кстати
Найти вещь, представляющую историческую ценность, может каждый, причём подчас для этого совсем не обязательно ехать в тундру. Например, ответственный секретарь «КС» Вадим Матвеичев, прогуливаясь по берегу Анадырского лимана, недалеко от Музейного центра, заметил среди гальки какой-то поблёскивающий предмет. Оказалось, что это аккумулятор американского производства для шахтёрского фонаря, выпущенный ещё в начале прошлого века. Оболочка предмета хорошо сохранилась, на ней можно без труда разобрать английский текст. Вадим проявил сознательность и передал находку в Музейный центр «Наследие Чукотки».
Найти вещь, представляющую историческую ценность, может каждый, причём подчас для этого совсем не обязательно ехать в тундру. Например, ответственный секретарь «КС» Вадим Матвеичев, прогуливаясь по берегу Анадырского лимана, недалеко от Музейного центра, заметил среди гальки какой-то поблёскивающий предмет. Оказалось, что это аккумулятор американского производства для шахтёрского фонаря, выпущенный ещё в начале прошлого века. Оболочка предмета хорошо сохранилась, на ней можно без труда разобрать английский текст. Вадим проявил сознательность и передал находку в Музейный центр «Наследие Чукотки».